Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

в другой раз один мимолетный вопрос привел к новым и неожиданным

объяснениям.

Кто-то случайно спросил его во время беседы, заключено ли в учениях и

обрядах существующих религий что-нибудь реальное и ведущее к определенной

цели.

- Да и нет. - сказал Гурджиев. - Вообразите, что мы сидим здесь и

разговариваем о религиях, а горничная Маша слышит наш разговор. Она,

конечно, понимает его по-своему и повторяет то, что ей понятно, швейцару

Ивану. Швейцар Иван опять-таки понимает все по-своему и повторяет то, что

ему понятно, кучеру Петру, живущему за стенкой. Кучер Петр едет в деревню и

пересказывает там то, что говорят городские господа. Как вы думаете, будет

ли его рассказ хоть сколько-нибудь напоминать то, что говорим мы? Совершенно

такая же связь существует между существующими религиями и тем, что было их

основанием. Вы получаете учения, традиции, молитвы, обряды не из пятых, а из

двадцать пятых рук; разумеется, почти все здесь искажено до неузнаваемости,

а существенные элементы давно забыты.

'Например, в христианстве всех исповеданий по традиции большую роль

играет Тайная Вечеря Христа и его учеников. На этом основаны литургия и

целый ряд догматов, обрядов и таинств. Ее понимание стало причиной раскола,

разделения церквей и возникновения сект; много людей погибло из-за того, что

они не пожелали принять того или иного толкования данного факта. На самом же

деле никто в точности не понимает, что именно имело место, что сделали в тот

вечер Христос и его ученики. Не существует объяснения, которое даже

отдаленно напоминает истину, потому что написанное в Евангелиях, во-первых,

сильно искажено во время переписывания и переводов; во-вторых. Евангелия

были написаны для тех кто знает. Тем, кто не знает, они ничего не могут

объяснить. И чем глубже такие люди стараются понять этот факт, тем в большие

впадают ошибки.

'Для того чтобы понять то, что произошло на Тайной Вечере, надо прежде

всего знать некоторые законы.

'Помните, что я говорил об 'астральном теле'? Давайте вкратце повторим

это. Люди, имеющие 'астральное тело', могут общаться друг с другом на

расстоянии, не прибегая к помощи обычных физических средств. Но для того

чтобы такое общение было возможным, они должны установить друг с другом

некоторую 'связь'. Поэтому, отправляясь в разные места, в дальние страны,

люди иногда берут с собой что-нибудь, принадлежащее другому, особенно такие

вещи, которые соприкасались с его телом, пропитаны его эманациями и т.п.

Точно так же для установления связи с умершим человеком его друзья

обыкновенно хранят какие-то его вещи. Этими вещами как бы оставлен особый

след, нечто вроде проводов или нитей, протянутых в пространстве. Эти нити

связывают данный предмет с человеком, им владевшим; иногда он жив, а иногда

уже умер. Люди знали это с глубочайшей древности и различными способами

использовали такое знание.

'Следы его можно найти в обычаях многих народов. Вы знаете, например,

что у некоторых народов есть обычай кровного братства. Двое или несколько

человек смешивают свою кровь в одном сосуде и затем пьют из него, после чего

их считают братьями по крови. Но происхождение этого обычая лежит глубже и

восходит к магической церемонии установления связи между 'астральными

телами'. Кровь имеет особые свойства, и некоторые народы, например, евреи,

приписывали чрезвычайное значение магическим свойствам крови. Далее, вы

должны знать, что если установлена связь между 'астральными телами', она,

согласно верованиям некоторых народов, не разрывается и смертью.

'Христу было известно, что он должен умереть: так было решено заранее.

Знали это и его ученики, и каждому из них было известно, какую роль ему

предстоит сыграть. В то же время им хотелось установить постоянную связь с

Христом. С этой целью он дал им выпить свою кровь и съесть свою плоть. Это

вовсе не было хлебом и вином, а подлинным телом и подлинной кровью.

'Тайная Вечеря была магической церемонией, сходной с 'кровным

братством', она устанавливала связь между 'астральными телами'. Однако есть

ли в современных церквах хоть один человек, знающий это? Понимает ли

кто-нибудь смысл Тайной Вечери? Все давно забыто, всему придано совершенно

иное значение. Остались лишь слова, смысл которых давно утрачен.'

Эта лекция и особенно ее конец