Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

На этом Гурджиев закончил свою лекцию.

На следующий раз у нас было очень много вопросов, главным образом, о

влияниях различных миров и о том, почему до нас не доходят влияния

Абсолютного.

- Прежде чем рассматривать эти влияния, - начал Гурджиев, - и законы

преобразования Единства во множественность, рассмотрим фундаментальный

закон, создающий все явления во многообразии или единстве всех вселенных.

'Это 'закон трех', или закон трех принципов, трех сил. Он проявляется в

том, что любое явление, в каком бы масштабе оно ни происходило, от

молекулярных до космических, представляет собой результат сочетания или

встречи трех различных и противоположных сил. Современная мысль принимает

наличие двух сил и их необходимость для того, чтобы возник какой-нибудь

феномен: сила и противодействие, положительный и отрицательный магнетизм,

положительное и отрицательное электричество, мужские и женские клетки и так

далее, но она не всегда и не везде находит даже эти две силы. Относительно

же третьей силы вопрос никогда и не ставился, а если кто-то его поднимал,

остальные ничего не слышали.

'Согласно истинному, точному знанию, одна или две силы не в состоянии

произвести какое-либо явление. Необходимо присутствие третьей силы, ибо

только с ее помощью первые две могут произвести в той или иной сфере то, что

называется феноменом.

'Учение о трех силах - корень всех древних систем. Первую силу можно

назвать активной, положительной, вторую пассивной, отрицательной, третью -

нейтрализующей. Но это всего лишь названия, потому что на самом деле все три

силы одинаково активны и предстают в качестве активной, пассивной и

нейтрализующей только в точке своей встречи, т.е. только по отношению друг к

другу в данный момент. Две первые силы человеку более или менее понятны;

иногда можно открыть в точке приложения сил и третью - или в виде

'посредника', или в виде 'результата'. Но, вообще говоря, третья сила не

является легко доступной для прямого наблюдения и понимания. Причину этого

следует искать в фундаментальных ограничениях обычной психической

деятельности человека и в основных категориях нашего восприятия

феноменального мира. т.е. в наших восприятиях времени и пространства,

вытекающих из этих ограничений. Люди не способны непосредственно

воспринимать и наблюдать третью силу - она доступна им не более, чем

восприятие в пространстве 'четвертого измерения'.

'Но, изучая самого себя, проявления своей мысли, свое сознание, свою

деятельность, привычки, желания и тому подобное, человек может научиться

наблюдать и видеть в себе действие трех сил. Предположим, например, что

человек желает работать над собой, чтобы изменить некоторые черты своего

характера и достичь более высокого уровня бытия. Его желание, его инициатива

- это активная сила. Инерция же всей его обычной психологии и психической

жизни, оказывающая противоположное влияние на инициативу, будет пассивной,

или отрицательной, силой. Эти две силы или уравновесят друг друга, или одна

из них победит другую, но в то же время окажется чересчур слабой для

какого-то дальнейшего действия. Таким образом, эти две силы будут, так

сказать, вертеться одна вокруг другой, и никакого результата не получится.

Так может продолжиться в течение всей жизни. Человек ощущает желание и

инициативу, но вся его инициатива уходит на преодоление привычной инерции

жизни, и при этом не остается ничего для той цели, на которую она была

направлена. Так продолжается до тех пор, пока не появится третья сила, -

например, в форме нового знания, - которая сразу же показывает преимущества

и необходимость работы над собой, поддерживая, таким образом, и укрепляя

инициативу. При поддержке этой третьей силы инициатива победит инертность, и

человек приобретет активность в желаемом направлении.

'Примеры действия трех сил и моменты вхождения третьей силы можно найти

во всех проявлениях нашей психической жизни, во всех феноменах жизни

человеческих обществ и человечества, равно как и во всех явлениях окружающей

природы.

'Но для начала достаточно понять общий принцип: любое явление, какова

бы ни была его величина, неизбежно является проявлением трех сил; одна или

две силы не могут произвести явления, и если мы наблюдаем