не изучая человека, и вместе с
тем невозможно изучать человека, не изучая вселенной. Человек - это образ
мира. Он был создан теми же законами, которые создали мир в целом. Познавая
и понимая себя, человек будет понимать и познавать весь мир, все законы,
которые творят мир и управляют им. В то же время, изучая мир и управляющие
им законы, он узнает и поймет законы, которые управляют им самим. В этой
связи некоторые законы легче усвоить и понять благодаря изучению
объективного мира, в то время как другие законы человек может понять только
благодаря изучению самого себя. Поэтому изучение мира должно идти
параллельно изучению человека, и одно помогает другому.
'По отношению к слову 'мир' необходимо с самого начала понять, что
существуют многие миры, что мы живем не в одном мире, а в нескольких. Но это
становится понятным не сразу, так как в обычном языке слово 'мир'
употребляется в единственном числе. А в форме множественного числа 'миры' -
это слово употребляется лишь для того, чтобы подчеркнуть ту же идею или
выразить мысль о разных мирах, существующих параллельно друг другу. Наш язык
лишен идеи миров, которые содержатся один в другом. Тем не менее, идея о
том, что мы живем в разных мирах, имеет в виду именно миры, содержащиеся
один в другом, миры, с которыми мы находимся в различных отношениях.
'Если мы захотим ответить на вопрос, что такое мир или миры, в которых
мы живем, мы должны прежде всего спросить себя, что мы называем 'миром',
наиболее тесно и близко связанным с нами.
'На это можно ответить, что мы часто даем название 'мир' миру людей,
человечеству, в котором живем и часть которого составляем. Но человечество
представляет собой неотделимую часть органической жизни на Земле; поэтому
правильнее сказать, что ближайший к нам мир - это органическая жизнь на
Земле, мир растений, животных и людей.
'Однако и органическая жизнь на Земле заключена в другой мир. Что же
является 'миром' для органической жизни?
'На это можно ответить, что для органической жизни на нашей планете
'миром' является планета Земля.
'В свою очередь Земля тоже заключена в один из миров. Что будет этим
'миром' для Земли?
'Мир' для Земли - это мир планет Солнечной системы, частью которой она
является.
'А что есть 'мир' для всех планет, взятых вместе? Это Солнце, или
область влияния Солнца, или Солнечная система, часть которой составляют и
планеты.
'В свою очередь 'мир' для Солнца - это наш мир звезд, Млечный Путь,
скопление огромного числа звездных систем.
'Далее, с точки зрения астрономии вполне можно допустить существование
множества миров, расположенных на огромном расстоянии друг от друга в
пространстве 'всех миров'. Эти миры, взятые вместе, будут 'миром' для
Млечного Пути.
'Затем, переходя к философским заключениям, можно сказать, что 'все
миры' должны входить в какую-то для нас непостижимую и неизвестную
Целостность, в некое Единство, как, например, единство отдельных элементов
составляет Целое яблоко. Это Целое, или Одно, или Все, которое можно назвать
'Абсолютным' или 'Независимым', потому что оно, включая в себя все. само ни
от чего не зависит, представляет собой 'мир' для 'всех миров'. Логически
вполне допустимо думать о таком состоянии вещей, где Все составляет единое
Целое. Такая целостность будет несомненно Абсолютным, что означает
независимость, потому что Всеобщее беспредельно и неделимо.
'Абсолютное, т.е. такое состояние вещей, когда Всеобщее образует единое
Целое, является как бы первичным состоянием вещей, из которого благодаря
делению и дифференциации возникают различия в наблюдаемых нами феноменах.
'Человек живет во всех этих мирах, но по-разному.
'Это значит, что на него оказывает влияние прежде всего ближайший к
нему мир, подходящий к нему вплотную, частью которого он является. Более
далекие миры также влияют на человека как непосредственно, так и через
другие, промежуточные миры, но их действие уменьшается пропорционально их
удаленности от человека или росту различий между ними и человеком. Как будет
видно впоследствии, непосредственное влияние Абсолютного до человека не
доходит, но влияние следующего мира и влияние мира звезд проявляются в жизни
человека уже вполне ясно, хотя они, конечно, науке неизвестны.'