Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

виды религии.

Существует религия человека номер один, т.е. религия обрядов, внешних форм,

жертвоприношений и церемоний, обладающих внешним великолепием и блеском или,

наоборот, мрачным, жестоким и диким характером и т.п. Есть религия человека

номер два: религия веры, любви, обожания, импульса, энтузиазма, которая

очень скоро превращается в религию преследований, угнетения, истребления

'еретиков' и 'язычников'. Есть религия человека номер три -

интеллектуальная, теоретическая религия, религия доказательств и доводов,

основанных на логических выкладках, соображениях и толкованиях. Религии

номер один, два ц три - это единственные религии, которые мы знаем; все

известные религии и секты принадлежат к одной из этих трех категорий. Что

такое религия человека номер четыре или человека номер пять, мы не знаем - и

не сможем узнать, пока остаемся в своем нынешнем состоянии.

'Если вместо религии вообще мы возьмем христианство, тогда снова

выяснится, что существует христианство номер один, т.е. язычество в

христианском одеянии. Христианство номер два - это эмоциональная религия,

иногда очень чистая, но лишенная силы, а иногда полная кровопролитий и

ужасов, ведущая к инквизиции и религиозным войнам. Христианство номер три,

примеры которого дают разнообразные формы протестантизма, основано на

диалектике, доказательствах, теориях и так далее. Затем существует и

христианство номер четыре, о котором люди номер один, два и три не имеют

никакого понятия.

'В действительности христианство номер один, два и три - это только

внешнее подражание. Лишь человек номер четыре стремится стать христианином;

и только человек номер пять может быть подлинным христианином. Потому что

быть христианином значит иметь бытие христианина, т.е. жить в соответствии с

заповедями Христа.

'А люди номер один, два и три не способны жить согласно заповедям

Христа, потому что с ними все 'случается'. Сегодня - одно, а завтра - нечто

совсем Другое; сегодня они готовы отдать человеку последнюю рубашку, а

завтра разорвать на куски того, кто отказывается отдать им свою рубашку.

Любое случайное событие бросает их из стороны в сторону. Они не принадлежат

себе и поэтому не могут отважиться стать настоящими христианами и оставаться

ими.

'Науку, философию, все проявления жизни и деятельности человека точно

так же можно разделить на семь категорий. Но обыденный язык, на котором

говорят люди, очень далек от подобного деления; вот почему людям так трудно

понять друг друга.

'Анализируя различные субъективные значения слова 'человек', мы видели,

какими разнообразными, противоречивыми и прежде всего скрытыми и незаметными

для самого говорящего бывают значения и их оттенки, создаваемые привычными

ассоциациями, которые могут быть связаны с данным словом. 'Возьмем

какое-нибудь другое слово, например, 'мир'. Каждый человек понимает его

по-своему - и совершенно иначе, чем другой. Любой из тех, кто слышит или

произносит слово 'мир', имеет свои ассоциации, чуждые и непонятные для

другого. Каждая концепция мира, каждая привычная форма мышления несет с

собой свои собственные ассоциации, собственные идеи.

'У человека с религиозным пониманием мира, у христианина, слово 'мир'

вызовет целый ряд религиозных идей и обязательно окажется связанным с идеей

Бога, творения мира или его конца, с идеей 'грешного' мира и т.п.

'Для последователя философии веданты 'мир' прежде всего будет иллюзией,

'майей'.

'Теософ будет думать о различных 'планах' - физическом, астральном,

ментальном и так далее.

'Спирит подумает о 'потустороннем мире', о мире духов.

'Физик будет рассматривать мир с точки зрения строения материи, как мир

молекул, атомов и электронов.

'Для астронома мир будет миром звезд и туманностей.

'И так далее и тому подобное. Мир феноменальный и ноуменальный, мир

четвертого и других измерений, мир добра и зла, мир материальный и

нематериальный, соотношение сил между разными народами мира, может ли

человек спастись в мире - и так далее и так далее.

'У людей существует тысяча разных идей о мире, но нет одной общей идеи,

которая дала бы им возможность понять друг друга и сразу решить, с какой

точки зрения они желают рассматривать понятие мира.

'Невозможно изучать систему вселенной,