виды религии.
Существует религия человека номер один, т.е. религия обрядов, внешних форм,
жертвоприношений и церемоний, обладающих внешним великолепием и блеском или,
наоборот, мрачным, жестоким и диким характером и т.п. Есть религия человека
номер два: религия веры, любви, обожания, импульса, энтузиазма, которая
очень скоро превращается в религию преследований, угнетения, истребления
'еретиков' и 'язычников'. Есть религия человека номер три -
интеллектуальная, теоретическая религия, религия доказательств и доводов,
основанных на логических выкладках, соображениях и толкованиях. Религии
номер один, два ц три - это единственные религии, которые мы знаем; все
известные религии и секты принадлежат к одной из этих трех категорий. Что
такое религия человека номер четыре или человека номер пять, мы не знаем - и
не сможем узнать, пока остаемся в своем нынешнем состоянии.
'Если вместо религии вообще мы возьмем христианство, тогда снова
выяснится, что существует христианство номер один, т.е. язычество в
христианском одеянии. Христианство номер два - это эмоциональная религия,
иногда очень чистая, но лишенная силы, а иногда полная кровопролитий и
ужасов, ведущая к инквизиции и религиозным войнам. Христианство номер три,
примеры которого дают разнообразные формы протестантизма, основано на
диалектике, доказательствах, теориях и так далее. Затем существует и
христианство номер четыре, о котором люди номер один, два и три не имеют
никакого понятия.
'В действительности христианство номер один, два и три - это только
внешнее подражание. Лишь человек номер четыре стремится стать христианином;
и только человек номер пять может быть подлинным христианином. Потому что
быть христианином значит иметь бытие христианина, т.е. жить в соответствии с
заповедями Христа.
'А люди номер один, два и три не способны жить согласно заповедям
Христа, потому что с ними все 'случается'. Сегодня - одно, а завтра - нечто
совсем Другое; сегодня они готовы отдать человеку последнюю рубашку, а
завтра разорвать на куски того, кто отказывается отдать им свою рубашку.
Любое случайное событие бросает их из стороны в сторону. Они не принадлежат
себе и поэтому не могут отважиться стать настоящими христианами и оставаться
ими.
'Науку, философию, все проявления жизни и деятельности человека точно
так же можно разделить на семь категорий. Но обыденный язык, на котором
говорят люди, очень далек от подобного деления; вот почему людям так трудно
понять друг друга.
'Анализируя различные субъективные значения слова 'человек', мы видели,
какими разнообразными, противоречивыми и прежде всего скрытыми и незаметными
для самого говорящего бывают значения и их оттенки, создаваемые привычными
ассоциациями, которые могут быть связаны с данным словом. 'Возьмем
какое-нибудь другое слово, например, 'мир'. Каждый человек понимает его
по-своему - и совершенно иначе, чем другой. Любой из тех, кто слышит или
произносит слово 'мир', имеет свои ассоциации, чуждые и непонятные для
другого. Каждая концепция мира, каждая привычная форма мышления несет с
собой свои собственные ассоциации, собственные идеи.
'У человека с религиозным пониманием мира, у христианина, слово 'мир'
вызовет целый ряд религиозных идей и обязательно окажется связанным с идеей
Бога, творения мира или его конца, с идеей 'грешного' мира и т.п.
'Для последователя философии веданты 'мир' прежде всего будет иллюзией,
'майей'.
'Теософ будет думать о различных 'планах' - физическом, астральном,
ментальном и так далее.
'Спирит подумает о 'потустороннем мире', о мире духов.
'Физик будет рассматривать мир с точки зрения строения материи, как мир
молекул, атомов и электронов.
'Для астронома мир будет миром звезд и туманностей.
'И так далее и тому подобное. Мир феноменальный и ноуменальный, мир
четвертого и других измерений, мир добра и зла, мир материальный и
нематериальный, соотношение сил между разными народами мира, может ли
человек спастись в мире - и так далее и так далее.
'У людей существует тысяча разных идей о мире, но нет одной общей идеи,
которая дала бы им возможность понять друг друга и сразу решить, с какой
точки зрения они желают рассматривать понятие мира.
'Невозможно изучать систему вселенной,