совершенно Одинаково. Или наоборот, они говорят одни
и те же слова и воображают, что согласны друг с другом, что достигли
взаимопонимания, а в действительности они говорят совершенно разные вещи, ни
в малейшей степени не понимая друг друга.
'Если мы возьмем самые простые слова, которые постоянно встречаются в
речи, и попытаемся проанализировать те значения, которые им придают, мы
увидим, что в любой момент своей жизни всякий человек вкладывает в каждое
такое слово особый смысл, который другой человек в это слово никогда бы не
вложил и даже не предположил.
'Возьмем слово 'человек', вообразим себе разговор в группе людей, где
часто слышится это слово. Без преувеличения можно сказать, что оно будет
иметь здесь столько значений, сколько собралось людей, принимающих участие в
разговоре; и во всех этих значениях не будет ничего общего.
'Говоря слово 'человек', каждый невольно связывает с этим словом ту
точку зрения, с которой он вообще привык рассматривать человека или с
которой он по той или иной причине рассматривает его в настоящий момент.
Возможно, одного из собеседников занимает вопрос о взаимоотношениях между
полами; в таком случае слово 'человек' не будет иметь для него общего
смысла; услышав его, он прежде всего задаст себе вопрос: что за человек?
мужчина или женщина? Другой собеседник может оказаться религиозным
человеком, и его первым вопросом будет: христианин или не христианин? Третий
может оказаться врачом, и понятие 'человек' будет означать для него
'здоровый' или 'больной', - конечно, с его специальной точки зрения. Спирит
подумает о 'человеке' с точки зрения 'астрального тела', 'потусторонней
жизни' и т.д.; если ему зададут вопрос, он, возможно, ответит, что люди
делятся на медиумов и не-медиумов. Натуралист, говоря о человеке, перенесет
центр тяжести своих мыслей на идею зоологического типа, т.е., говоря о
человеке, будет думать о строении его зубов, пальцев, о лицевом угле, о
расстоянии между пальцами. Юрист, говоря о 'человеке', увидит в нем
статистическую единицу, или юридического субъекта, или потенциального
преступника, или возможного клиента. Моралист, произнося слово 'человек',
непременно введет туда идею добра и зла - и так далее, и тому подобное.
'Люди не обращают внимания на все эти противоречия, не замечают того,
что они не понимают друг друга и говорят о разных вещах. Понятно, что для
надлежащего изучения и точного обмена мыслями необходим точный язык, который
дал бы возможность установить, что в действительности означает слово
'человек'; такой язык включал бы в себя указание на ту точку зрения, с
которой рассматривается данное понятие, определял бы центр тяжести этого
понятия. Идея совершенно ясна, и каждая научная дисциплина пытается
выработать и установить для себя точный язык. А универсального языка нет.
Люди непрестанно смешивают языки различных наук и не могут установить их
точные соответствия. Даже в каждой отрасли науки постоянно возникает новая
терминология, новая номенклатура. И чем дальше, тем дело обстоит хуже.
Растет непонимание; оно возрастает вместо того, чтобы уменьшаться; есть все
основания думать, что оно будет продолжать возрастать, а люди - все меньше
понимать друг друга.
'Для точного понимания необходим точный язык. И изучение систем
древнего знания начинается с изучения языка, который позволяет точно
установить, что именно говорится, с какой точки зрения и в какой связи. Этот
новый язык едва ли содержит какие-либо новые термины или новую номенклатуру,
но он утверждает конструкцию речи на новом принципе, а именно: на принципе
относительности. Иными словами, он вводит относительность во все понятия и
таким образом делает возможным точно установить угол мышления; в обычном
языке выражения относительности как раз отсутствуют.
'Когда человек овладеет этим языком, тогда, используя его, он сможет
передать и сообщить массу таких знаний, такой информации, которую на обычном
языке передать невозможно, даже если пользоваться разными научными, и
философскими терминами.
'Фундаментальное свойство нового языка, его особенность, заключается в
том, что все его идеи сосредоточены вокруг одной идеи, т.е. они берутся в
своих взаимоотношениях с точки зрения одной идеи. Эта идея - идея эволюции;
конечно,