об энергии центров, он часто возвращался к тому, что
называл неправильной работой центров, и к родив этой работе полового центра.
Он много рассказывал о том, что все центры крадут у полового центра его
энергию и производят с ней совершенно неправильную работу, полную ненужного
возбуждения, а взамен наделяют половой центр бесполезной энергией, с которой
он работать не способен.
Помню его слова:
'Великое дело, когда половой центр работает со своей собственной
энергией; но это бывает крайне редко.'
Припоминаю и другое его замечание, которое впоследствии оказалось
основой для многих неверных рассуждений и ошибочных заключений, а именно,
его слова о том, что три центра нижнего этажа - инстинктивный, двигательный
и половой - работают в порядке трех сил, что половой центр обычно является
нейтрализующей силой по отношению к инстинктивному и двигательному центрам,
действующим как активная и пассивная сила.
Метод объяснения, о котором я говорю, и умолчания Гурджиева в его
первых беседах привели к тому, что возникло непонимание, особенно в
последующих группах, не связанных с моей работой. Многие обнаружили
противоречия между первым изложением данной идеи и последующими
разъяснениями; иногда, стараясь держаться как можно ближе к первому
толкованию, они создавали фантастические теории, не имеющие никакого
отношения к тому, что на самом деле говорил Гурджиев. Так, некоторые группы
удержали идею трех центров (повторяю, эти группы не были связаны со мной) и
каким-то образом связали ее с идеей трех сил, с которой у нее в
действительности нет никакой связи, прежде всего потому, что у обычного
человека центров не три, а пять.
Это соединение двух идей разного порядка, масштаба и значения дало
начало дальнейшим случаям непонимания и исказило всю систему для тех, кто
думал подобным образом. Возможно, сама идея о том, что три центра -
интеллектуальный, эмоциональный и двигательный - являются выражением трех
сил, возникла из неправильно понятых и ошибочно повторенных замечаний
Гурджиева о взаимоотношениях между тремя центрами нижнего этажа.
После первой беседы о центрах Гурджиев почти каждый раз добавлял
чтонибудь новое. Как я сказал, сперва он говорил о трех центрах, затем о
четырех, о пяти и впоследствии о семи центрах.
Едва ли в эти беседы входили подробности о частях центров. Гурджиев
сказал, что центры делятся на положительную и отрицательную части, но не
указал, что такое деление для разных центров не одинаково. Затем он говорил,
что каждый центр делится на три части, три этажа, каждая из которых в свою
очередь делится, еще на три части. Но он не дал никаких примеров и не
указал, что внимательное наблюдение дает возможность различать работу
отдельных частей центров. Все это и многое другое было установлено позднее.
Например, хотя он заложил основание для изучения роли и значения
отрицательных эмоций, равно как и методов борьбы с ними (в виде отказа от
отождествления, отсутствия мнительности, умения не выражать отрицательные
эмоции), он не завершил эти теории и не объяснил, что отрицательные эмоции
совершенно бесполезны, что для них не существует нормального центра.
Далее я воспроизведу беседы и лекции в петербургской и последующих
группах в том порядке, в каком я их помню, стараясь избегать повторения
того, что приводится в первой и второй сериях лекций. Но в некоторых случаях
повторения неизбежны, и изложение идей системы в том виде, в каком их дал
сам Гурджиев, на мой взгляд, представляет большой интерес.
На встрече кто-то спросил:
- Как следует понимать эволюцию?
- Эволюцию человека, - ответил Гурджиев, - можно понимать как развитие
в нем тех сил и возможностей, которые никогда не развиваются сами по себе,
механически. Только такого рода развитие, такой тип роста указывает на
подлинную эволюцию человека. Нет и не может быть никакого иного рода
эволюции.
'Вот перед вами человек в нынешний момент его развития. Природа создала
его таким, каков он есть: притом в большинстве случаев, насколько нам
известно, он таким и остается. Изменения, которые наверняка нарушат общие
требования природы, могут произойти только у отдельных единиц.
'Для того чтобы понять закон эволюции человека, необходимо