Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

телами, приобретенные качества можно сделать постоянными и неизменными

свойствами третьего тела.

'Процесс закрепления приобретенных свойств и соответствует процессу

формирования четвертого тела.

'И лишь человека, который обладает четырьмя вполне развитыми телами,

можно назвать 'человеком' в полном смысле этого слова. Такой человек

обладает многими свойствами, которыми обыкновенный человек не обладает. Одно

из этих свойств и есть бессмертие. Все религии и все древние учения

полагают, что, приобретая четвертое тело, человек обретает бессмертие; и все

они содержат указания на способы приобретения четвертого тела, т.е.

обретения бессмертия.

'В этой связи некоторые учения сравнивают человека с домом из четырех

комнат. Человек живет в одной из них, самой крохотной, самой убогой; он и не

подозревает о существовании других комнат со многими сокровищами, пока ему о

них не скажут. Когда же он узнает о них, он начинает искать ключи к этим

комнатам, особенно к четвертой, самой важной из всех. Когда же человек

открыл доступ в эту комнату, он становится подлинным хозяином дома, потому

что только тогда дом целиком и навсегда принадлежит ему.

'Четвертая комната дает человеку бессмертие; и все религиозные учения

стремятся указать путь к нему. Таких путей очень много; одни из них короче,

другие длиннее, одни труднее, другие легче; но все они без исключения ведут

или стремятся вести человека в одном направлении - к бессмертию.'

На следующей встрече Гурджиев начал с того, на чем остановился в конце

предыдущей.

- В прошлый раз я говорил вам, - заявил он, - что бессмертие не

является прирожденным свойством. Но человек может приобрести бессмертие. Все

существующие общеизвестные пути к бессмертию можно разделить на три

категории:

1. Путь факира. 2. Путь монаха. 3. Путь йогина.

'Путь факира - это путь борьбы с физическим телом, путь работы над

первой комнатой. Это долгий, трудный и ненадежный путь. Факир стремится к

развитию физической воли, власти над телом. Это достигается посредством

ужасных страданий, истязаний тела. Весь путь факира состоит из различных

невероятно трудных упражнений. Факир или стоит, не двигаясь, в одном и том

же положении целыми часами, днями, месяцами, годами; или сидит с вытянутыми

Руками на голом камне под лучами солнца, под дождем и снегом; или истязает

себя огнем, кладет ноги в муравейник и т.п. Если он не заболеет и не умрет

еще до того, как в нем разовьется то, что можно назвать физической волей,

тогда он достигнет четвертой комнаты, т.е. возможности формировать четвертое

тело. Однако другие его функции - эмоциональная, интеллектуальная и так

далее - остаются неразвитыми. Он приобрел волю, но у него нет ничего, к чему

ее приложить; он не в состоянии воспользоваться ею для приобретения знания

или для самосовершенствования. Как правило, он уже слишком стар, чтобы

начинать новую работу.

'Но там, где есть школы факиров, есть также и школы. йоги. Йогины

обыкновенно следят за факирами; если факир достигает того, к чему он

стремился, и если он еще не слишком стар, его берут в школу йоги. Там его

сначала лечат, восстанавливают способность двигаться, а затем начинают

учить. Как маленькому ребенку, ему приходится учиться ходьбе и речи. Но

теперь он обладает волей, которая преодолела на его пути невероятные

трудности; и эта воля поможет ему преодолеть трудности второй части пути, а

именно, трудности развития интеллектуальных и эмоциональных функций.

'Вы не можете себе представить, каким трудностям подвергается факир. Не

знаю, видели ли вы подлинных факиров. Я встречал многих из них; например, я

видел близко одного факира во внутреннем дворе индийского храма, даже спал

возле него. День и ночь в течение двадцати лет он стоял на кончиках пальцев

рук и ног - и уже не мог выпрямиться. Ученики переносили его с места на

место, носили на реку и мыли, как неодушевленный предмет. Но это было

достигнуто не сразу. Подумайте, что ему пришлось преодолеть, какие мучения

перетерпеть, чтобы достичь этой стадии.

'Человек становится факиром не потому, что понимает возможности и

результаты этого пути; он становится факиром из-за религиозного чувства. В

странах Востока, где есть факиры, имеется один обычай: там принимают обет

отдать факирам ребенка,