в Петербурге. Беседа о группах. -
Упоминание об 'эзотерической' работе. - 'Тюрьма' и 'побег из тюрьмы'. - Что
нужно для побега? - Кто и как может помочь? - Начало встреч в Петербурге. -
Вопрос о перевоплощении и будущей жизни. Как можно достичь бессмертия? -
Борьба между 'да' и 'нет'. - Кристаллизация на правильной и ложной основе.
Необходимость жертвы. - Беседы с Гурджиевым и наблюдения. - Продажа ковров и
рассказы о коврах. - Что Гурджиев рассказал о себе. - Вопрос о древнем
знании: почему оно скрыто? - Ответ Гурджиева. - Знание не скрыто. -
Материальность знания и отказ человека от знания, которое ему дается. -
Вопрос о бессмертии. - 'Четыре тела' человека. - Пример реторты, наполненной
порошкообразными металлами. - Путь факира, путь монаха и путь йогина.
'Четвертый путь'. - Существуют ли культура и цивилизация?
В Петербурге лето прошло в обычной литературной работе. Я готовил свои
книги для новых изданий, читал корректуры и т.п. Это было ужасное лето 1915
года, когда духовный климат стал постепенно ухудшаться, и я никак не мог
освободиться от дурного самочувствия, несмотря на все свои усилия. Теперь
война шла на русской территории и приближалась к нам. Все зашаталось.
Скрытая самоубийственная деятельность, которая столь многое предрешила в
русской жизни, все более и более выходила наружу. Все время шла 'проба сил'.
Постоянно бастовали печатники, и работа моя задерживалась; я уже начал
думать, что катастрофа постигнет нас раньше, чем я сумею сделать задуманное.
Но мои мысли часто возвращались к московским беседам. Помню, как несколько
раз, когда дела становились особенно трудными, я говорил себе: 'Брошу все и
уеду в Москву к Гурджиеву!' И при этой мысли всегда чувствовал облегчение.
Время шло. Однажды, уже осенью, меня позвали к телефону. Я услышал
голос Гурджиева. Он приехал на несколько дней в Петербург. Я сейчас же
отправился повидать его; и между разговорами с другими людьми, приходившими
к нему по разным делам, он разговаривал со мной так же, как, бывало,
разговаривал в Москве.
На следующий день, перед отъездом, он сообщил, что скоро опять приедет.
И во время его второго посещения, когда я рассказал ему об одной
петербургской группе, куда я ходил и где обсуждались всевозможные вопросы от
военных до психологических, он заметил, что знакомство с подобными группами
может оказаться полезным, так как он думает начать в Петербурге работу того
же рода, какую ведет в Москве.
Он уехал в Москву, пообещав вернуться через две недели. Я рассказал о
нем некоторым своим друзьям, и мы стали ждать его приезда.
Он снова вернулся на короткое время, однако мне удалось представить ему
несколько человек. В отношении своих планов он сказал, что хочет
организовать свою работу в более широком масштабе: читать публичные лекции,
провести серию опытов и демонстраций и привлечь к работе людей с самой
широкой и разнообразной подготовкой. Все это отчасти напомнило мне то, что я
слышал в Москве. Но я не представлял себе ясно, о каких 'опытах' и
'демонстрациях' он говорит; это выяснилось лишь позднее.
Припоминаю одну беседу; как и все беседы с Гурджиевым, она происходила
в небольшом кафе на Невском.
Гурджиев сообщил мне некоторые подробности об организации групп для
своей работы и об их роли. Один или два раза он употребил слово
'эзотерический', которого я прежде от него не слышал. Меня заинтересовало,
что он имеет в виду, но, когда я попытался остановить его и спросить, что он
понимает под словом 'эзотерический', он уклонился от ответа.
- Это не важно... Ну называйте, как вам нравится, сказал он. - Суть не
в этом, а в том, что 'группа' есть начало всего. Один человек ничего не
может сделать, ничего не в состоянии достичь. Группа с подлинным
руководителем может сделать многое. Она в состоянии совершить то, чего
одному человеку не добиться.
'Вы не понимаете своего положения. Вы находитесь в тюрьме. Все, чего вы
можете желать, - если вы способны чувствовать, - это бежать, вырваться из
нее. Но как можно бежать? Необходимо вырыть под стеной проход. Один человек
ничего не может сделать. Но предположим, что таких людей десять или двадцать
- если они работают по очереди и если один прикрывает другого, они смогут
закончить проход и спастись.
'Далее, никто не