Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

их

содержание не исчерпывалось. Более широкое и глубокое значение оставалось

скрытым в течение долгого времени.

Вот еще один разговор, оставшийся в моей памяти.

Я спросил Гурджиева, что нужно делать, чтобы усвоить его учение.

- Что делать? - спросил Гурджиев, как бы удивившись. - Делать что-то

невозможно. Прежде всего человек должен кое-что понять. У него тысячи ложных

идей и ложных понятий, главным образом, о самом себе. И он должен избавиться

от некоторых из них, прежде чем начинать приобретать что-то новое. Иначе это

новое будет построено на неправильном основании, и результат окажется еще

хуже прежнего.

- Как же нам избавиться от ложных идей? - спросил я. - Мы находимся в

зависимости от форм нашего восприятия. Ложные идеи создаются формами нашего

восприятия.

Гурджиев покачал головой.

- Опять вы говорите о чем-то другом, - сказал он. - Вы говорите об

ошибках, возникающих из восприятия, а я говорю не о них. В пределах данных

восприятия человек может более или менее ошибаться. Однако, как я сказал

раньше, главное заблуждение человека - это его уверенность в том, что он

может что-то делать. Все люди думают, что они могут что-то делать, все люди

хотят что-то делать; и первый вопрос, который задают люди, - это вопрос о

том, что им делать. Но в действительности никто ничего не делает, и никто

ничего не может делать. Это первое, что нужно понять. Все случается. Все,

что происходит с человеком, все, что сделано им, все, что исходит от него, -

все это случается. И случается точно так же, как выпадает дождь после

изменений в верхних слоях атмосферы или в окружающих облаках, как тает снег,

когда на него падают лучи солнца, как вздымается ветром пыль.

'Человек - это машина. Все его дела, поступки, слова, мысли, чувства,

убеждения, мнения и привычки суть результаты внешних влияний, внешних

впечатлений. Из себя самого человек не в состоянии произвести ни одной

мысли, ни одного действия. Все, что он говорит, делает, думает, чувствует,

все это случается. Человек не может что-то открыть, что-то придумать. Все

это случается.

'Установить этот факт для себя, понять его, быть убежденным в его

истинности - значит избавиться от тысячи иллюзий о человеке, о том, что он

якобы творчески и сознательно организует собственную жизнь и так далее.

Ничего подобного нет. Все случается: народные движения, войны и революции,

смены правительств - все это случается. И случается точно так же, как

случается в жизни индивидов, когда человек рождается, живет, умирает, строит

дома, пишет книги - не так, как он хочет, а так, как случается. Все

случается. Человек не любит, не желает, не ненавидит - все это случается.

'Но никто не поверит вам, если вы скажете ему, что он не может ничего

делать. Это самая оскорбительная и самая неприятная вещь, какую только вы

можете высказать людям. Она особенно неприятна и оскорбительна потому, что

это истина, а истину никто не желает знать.

'Когда вы поймете это, нам гораздо легче будет вести беседу. Но одно

дело - понимать все умом, а другое - ощущать 'всей своей массой', быть

по-настоящему убежденным в том, что дело обстоит именно так, никогда об этом

не забывать.

'С вопросом 'делания' (Гурджиев подчеркнул это слово) связана еще одна

вещь. Людям всегда кажется, что другие неизбежно делают вещи неверно, не

так, как их следует делать. Каждый думает, что он мог бы сделать все лучше.

Люди не понимают и не желают понять, что все, что делается, и в особенности

то, что уже сделано, не может и не могло быть сделано другим способом.

Заметили вы или нет, что сейчас все говорят о войне? У каждого есть свой

план, своя собственная теория; и всякий считает, что все делается не так,

как следует. В действительности же все делается только так, как оно может

быть сделано. Если одна вещь может быть иной, тогда и все может быть иным.

Но тогда, пожалуй, не было бы и войны.

'Постарайтесь понять то, что я говорю: все зависит от всего остального,

все связано, нет ничего отдельного. Поэтому все идет только по тому пути, по

которому должно идти. Если бы люди были иными, все было бы иным. Но они

таковы, каковы есть, и поэтому все остается одним и тем же.'

Переварить все это было очень трудно.

- Значит, нет ничего, что можно было бы сделать, абсолютно ничего? -

спросил