[там же]
О том, что сами буддисты вовсе не считают Нирвану угасанием
сознания, красноречиво свидетельствует и высказывание Далай-ламы:
'...это свобода от оков. До тех пор, пока еще остаются
психофизические совокупности, произведенные прежними омраченными
действиями и сквернами, это, как говорят некоторые, нирвана 'с
остатком'. Когда таких совокупностей больше нет, это нирвана 'без
остатка'. 'Без остатка' означает, что не осталось психофизических
совокупностей, произведенных омраченными действиями и сквернами,
однако поток сознания и поток неомраченных психофизических
совокупностей все-таки существуют.' [2]. О том же сказано и в
ранее приведенной цитате из 'Ламрим Ченмо' Цонкапы, где говорится
об обладании Буддой всеми возможными достоинствами.
Читая 'Сатанизм для интеллигенции', можно найти примеры и
обратного свойства -- достаточно древние и признанные идеи автор
пытается представить, как позднейшие выдумки и искажения:
'Евpопейская популяpная каpмическая идеология убеждена, что душа
может сменить тело и психическое наполнение своей жизни на новые
так, как меняют ветхую одежду.' [3, с.398].
Это действительно так, но этой идее по меньшей мере несколько
тысяч лет и потому она никак не может быть изобретением западных
теософов.
'Как, покинув старые одежды, человек берет новые, другие, так,
покинув старые тела, входит воплощенный в другие, новые.'
(Бхагавад-гита, II.22) [12]
Как уже отмечалось ранее, автор руководствуется в основном
суждениями о буддизме лиц, зачастую не являющихся последователями
этой традиции, или даже являющихся ее критиками. Ссылаясь на
книгу Кожевникова 'Буддизм в сравнении с христианством', он
утверждает, что Будда '...называет состояние единения с великим
Брахманом -- несуществующим' [3, с.443]. 'Будда принес 'благую
весть': это ложная цель, нет пути к Брахме и не надо.' [3, с.
422]. Действительно, некоторые буддисты придерживаются и таких
взглядов, но сам Будда в 'Сутре о познании Вед' говорит иначе:
'Поистине, Васеттха, чтобы бхикшу, безгневный, добрый, чистый,
свободный, мог бы по смерти, по разрушении плоти, соединиться с
Брахмой, -- такой порядок вещей легко может быть.' (III.8). В
этой сутре он действительно критикует брахманов, но критикует он
их по сути за фарисейство, за то, что они ведут такую жизнь,
которая не приведет их с соединению с Брахмой, которому они учат:
'Привязанные к тем пяти вещам, источникам страсти, побеждаемые
ими, жадные до них, не видящие в них опасности, не знающие их
мимолетности, счастливые ими -- чтобы те брахманы могли по
смерти, когда разрушится тело, соединиться с Брахмой, -- не может
быть такого порядка вещей' (I.28).
Можно задать вопрос, почему же столь мало у Будды упоминаний о
Брахме? Среди учеников Будды, как и среди учеников Христа, было
немало людей из простого народа. Если бы он употребил слово
'Брахма' в разговоре с необразованными людьми, в их сознании
этому слову соответствовал бы образ личностного бога вроде Зевса
или Иеговы, а вовсе не этому собирался учить Будда. Но в
разговоре с двумя учеными брахманами, как в 'Сутре о познании
Вед', он мог свободно употреблять этот термин, зная, что он будет
понят ими в более высоком философском смысле. 'Будда Шакьямуни,
благодаря своему всеведению, распознавал различия в способностях
и знаниях людей. Передача учения действительно требует от учителя
знания способностей и условий своих учеников.' [13, с.49]
_________
* Палийский канон и Канджур представляют собой собрания сутр, т. е.
записей поучений Будды, которые используются соответственно шри-ланкийскими
и тибетскими буддистами.
** Дхаммапада -- тематический сборник кратких изречений и поучений Будды.
*** 'dge Lugs' -- переводится, как 'добродетельные'. Эту школу основал
прославленный тибетский ученый Цонкапа Лобзанг Трагпа (1357-1419). Перечень
основных текстов школы Гелуг приведен в конце первой главы.
1.3. Буддийская Тантра (Тантраяна) и 'теософский Змей'