не только на православной вере, но также на
таких религиях, как ислам, буддизм, иудаизм и др. -- это
подчеркивается и в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г.
N 125-ФЗ 'О свободе совести и о религиозных объединениях', где
написано, что: '...Российская Федерация является светским
государством, признавая особую роль православия в истории России,
в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая
христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии,
составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов
России, считая важным содействовать достижению взаимного
понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и
свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон'.
[28]
Но разве можно найти терпимость и уважение к чужой религии в
главе 'Шамбала зияющая' двухтомника диакона А.Кураева 'Сатанизм
для интеллигенции', где допускаются оскорбительные нападки на
буддизм в целом и на Главу Тибетского буддизма Его Святейшество
Далай-ламу XIV? При этом, одна из основных аксиом буддизма звучит
так: 'Почитай свою веру, но не хули веру других'. С этой аксиомой
согласятся даже нерелигиозные люди, т.к. она отталкивается от
общих для всех людей норм человеческой морали и поведения. В
связи с этим, хочется выразить сожаление и недоумение по поводу
того, что издание двухтомника 'Сатанизм для интеллигенции'
диакона Кураева получило одобрение издательского отдела
религиозного образования РПЦ.
___________
* Дацан -- факультет при монастыре.
** Основу канонической палийской бyддийской литератyры составляет
Трипитака (три корзины), которая делится на виная-питакy (правила
поведения), сyтра-питакy (притчи, поyчения и истории из жизни
Бyдды) и абхидхарма-питакy (космогония и философская система,
квинтэссенция). Все вместе они составляют сотни томов и содержат
84 тысячи дхаммакханд, отдельных отрывков и поyчений. Кроме
этого, следует упомянуть еще и сборник тибетских переводов,
состоящий из 333 томов (Канджур и Танждур).
С.Лутай, К.Зайцев, М.Борисенко, 1999.
Авторы выражают благодарность за помощь в работе
и ценные консультации Отрощенко Иванне.
[Здесь были приведены лишь немногие из возможных аргументов, но
надеемся, что они дадут читателю общее представление о том,
насколько можно доверять авторам подобных сочинений. Чтение их --
занятие не из приятных, а написание опровержений требует поиска
цитат, чтобы не быть голословными. Потому мы ограничились здесь
разбором лишь одного раздела книги. Автор старается убедить нас,
что восточные учения -- результаты происков сатаны, или как
называет его теология, отца лжи. О том же, кто в действительности
является отцом лжи, предоставим судить проницательному читателю.]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Намхай Норбу Ринпоче, 'Зеркало великого совершенства' (сборник
статей и выступлений) СПб, 1998.
2. Далай-лама XIV, 'Буддизм Тибета', Рига, 1991.
3. Диакон Андрей Кураев 'Сатанизм для интеллигенции'.-
Москва, 1997.
4. Ч. Ледбитер, 'Невидимые помощники', Калуга, 1909.
5. Далай Лама XVI 'Доброта, чистота помыслов и проникновение в
сущность', Москва,1993.
6. Чже Цонкапа, 'Большое руководство к этапам пути пробуждения'
(Ламрим Ченмо), т. I, СПб, 1994.
7. Е.П.Блаватская 'Ключ к теософии'.
8. Н.Рокотова (Е.И.Рерих) 'Основы буддизма'.
9. Чже Цонкапа, 'Большое руководство к этапам пути пробуждения'
(Ламрим Ченмо), т. II, СПб, 1997.
10. Ч.Ледбитер, 'Краткий очерк теософии', Адьяр, 1994.
11. Е.П.Блаватская 'Разоблаченная Изида', т. II: -- Москва, 1992.
12. Философские тексты Махабхараты. Бхагавадгита. СПб., 1994.
13. Намхай Норбу Ринпоче. 'Шестнадцать вопросов учителю
Дзогчена', Минск,1998.
14. Намхай Норбу Ринпоче, 'Краткий обзор тибетских буддийских
традиций' -- приложение к книге 'Дзогчен -- состояние
самосовершенства'.