Джозеф О Коннор, Джон Сеймор

Введение в нейролингвистическое программирование (

Возможно, вы захотите испытать его в различных ситуациях, где у

вас имеются сомнения или оговорки. Способность выявлять в себе сигнал не

конгруэнтности предохранит вас от многих ошибок.

Продавцы подержанных автомобилей печально известны своей не

конгруэнтностью. Не конгруэнтность также проявляется в оговорках по Фрейду.

Выявление не конгруэнтности в других людях очень важно, если вы собираетесь

общаться с ними внимательно и эффективно. Например, учитель, объясняющий

материал, спрашивает, понял ученик его или нет. Ученик может ответить 'Да',

но тон его голоса или выражение лица может не соответствовать словам.

Продавец, который, имея дело с покупателем, не обращает внимания на не

конгруэнтность, вряд ли продаст товар, а если все-таки продаст, то вызовет у

покупателя сожаление и тем самым поставит крест на дальнейшем бизнесе

ЦЕННОСТИ И КРИТЕРИИ

Ценности обеспечивают нас мотивацией и направлением, они, образно

говоря, узловые города, столицы на нашей карте мира. Наиболее устойчивые и

важные ценности - свободно выбранные, а не навязанные другими людьми. Они

выбраны с осознанием последствий и несут в себе множество положительных

ощущений.

И все же ценности часто оказываются неосознаваемыми, и мы редко изучаем

их сознательно. Чтобы подняться по служебной лестнице в компании, вам

следует усвоить ценности этой компании. Если они отличаются от ваших

собственных, это может привести к не конгруэнтности. Компания может

использовать работника лишь наполовину, если он имеет ценности,

противоречащие его работе.

НЛП использует слово критерий, чтобы описать те ценности, которые

оказываются важными в определенном контексте. Критерии являются менее общими

и менее всеохватывающими, чем ценности. Критерии - это причины, по которым

вы делаете что-либо, и это то, что вы получаете из этого занятия. Обычно это

номинализации, такие, как здоровье, успех, веселье, богатство, восторг,

любовь, обучение и т.п. Наши критерии определяют то, зачем мы работаем, для

кого мы работаем, на ком мы женимся (если вообще женимся), как устанавливаем

отношения и где мы живем. Руководствуясь ими, мы выбираем машину, одежду,

которую носим, и ресторан, в который пойдем обедать.

Присоединение к ценностям и критериям другого человека устанавливает

хороший раппорт. Если вы отражаете его позу, но не подстраиваетесь под его

ценности, то вряд ли вы установите раппорт. Присоединение к ценностям

другого не означает, что вам следует с ним соглашаться, это показывает, что

вы относитесь к ним с уважением.

ВЫЯВЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ

Выпишите примерно 10 наиболее важных ценностей а своей жизни. Вы можете

сделать это самостоятельно или воспользоваться помощью друга. Сформулируйте

ответы на такие вопросы, как:

Что является важным для меня? Что по-настоящему мотивирует меня? Что

должно быть верным для меня?

Критерии и ценности должны быть выражены позитивно. 'Избегать болезней'

- это, конечно, может быть ценным для вас, но лучшая формулировка: 'быть

здоровым'. Это несложно, и вы легко определите ценности, которые вас

мотивируют.

Критерии, вероятно, будут выражены номинализациями, и вам понадобится

мета-модель, чтобы распутать их. Что они означают в реальных, практических

терминах? Вы сможете ответить на этот вопрос, отыскивая подтверждения тому,

что данный критерий удовлетворен. Возможно, не всегда будет легко найти

ответ, но вопрос заключается в следующем:

Как бы вы узнали, что этот критерий удовлетворен?

Если одним из ваших критериев является обучение, то чему вы собираетесь

научиться и как вы будете это делать? Какие возможности у вас имеются? И как

вы узнаете о том, что уже, научились чему-то? Это ощущение? Способность

сделать что-то такое, чего вы не могли делать раньше? Эти специальные

критерии очень полезны. Критерии имеют тенденцию прятаться за туманной

завесой, когда они вступают в контакте реальным миром.

Когда вы нашли, что эти критерии в действительности значат для вас, вы

можете подумать атом, насколько они реалистичны. Если под успехом вы

понимаете пятизначный оклад, 'Феррари', городской дом, коттедж за городом и

работу с высоким положением в Сити, и все это не позднее вашего следующего

дня рождения, то скорее всего вы будете разочарованы. Разочарование, как

любит говорить Роберт Дилтс,