Возможно, вы захотите испытать его в различных ситуациях, где у
вас имеются сомнения или оговорки. Способность выявлять в себе сигнал не
конгруэнтности предохранит вас от многих ошибок.
Продавцы подержанных автомобилей печально известны своей не
конгруэнтностью. Не конгруэнтность также проявляется в оговорках по Фрейду.
Выявление не конгруэнтности в других людях очень важно, если вы собираетесь
общаться с ними внимательно и эффективно. Например, учитель, объясняющий
материал, спрашивает, понял ученик его или нет. Ученик может ответить 'Да',
но тон его голоса или выражение лица может не соответствовать словам.
Продавец, который, имея дело с покупателем, не обращает внимания на не
конгруэнтность, вряд ли продаст товар, а если все-таки продаст, то вызовет у
покупателя сожаление и тем самым поставит крест на дальнейшем бизнесе
ЦЕННОСТИ И КРИТЕРИИ
Ценности обеспечивают нас мотивацией и направлением, они, образно
говоря, узловые города, столицы на нашей карте мира. Наиболее устойчивые и
важные ценности - свободно выбранные, а не навязанные другими людьми. Они
выбраны с осознанием последствий и несут в себе множество положительных
ощущений.
И все же ценности часто оказываются неосознаваемыми, и мы редко изучаем
их сознательно. Чтобы подняться по служебной лестнице в компании, вам
следует усвоить ценности этой компании. Если они отличаются от ваших
собственных, это может привести к не конгруэнтности. Компания может
использовать работника лишь наполовину, если он имеет ценности,
противоречащие его работе.
НЛП использует слово критерий, чтобы описать те ценности, которые
оказываются важными в определенном контексте. Критерии являются менее общими
и менее всеохватывающими, чем ценности. Критерии - это причины, по которым
вы делаете что-либо, и это то, что вы получаете из этого занятия. Обычно это
номинализации, такие, как здоровье, успех, веселье, богатство, восторг,
любовь, обучение и т.п. Наши критерии определяют то, зачем мы работаем, для
кого мы работаем, на ком мы женимся (если вообще женимся), как устанавливаем
отношения и где мы живем. Руководствуясь ими, мы выбираем машину, одежду,
которую носим, и ресторан, в который пойдем обедать.
Присоединение к ценностям и критериям другого человека устанавливает
хороший раппорт. Если вы отражаете его позу, но не подстраиваетесь под его
ценности, то вряд ли вы установите раппорт. Присоединение к ценностям
другого не означает, что вам следует с ним соглашаться, это показывает, что
вы относитесь к ним с уважением.
ВЫЯВЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ
Выпишите примерно 10 наиболее важных ценностей а своей жизни. Вы можете
сделать это самостоятельно или воспользоваться помощью друга. Сформулируйте
ответы на такие вопросы, как:
Что является важным для меня? Что по-настоящему мотивирует меня? Что
должно быть верным для меня?
Критерии и ценности должны быть выражены позитивно. 'Избегать болезней'
- это, конечно, может быть ценным для вас, но лучшая формулировка: 'быть
здоровым'. Это несложно, и вы легко определите ценности, которые вас
мотивируют.
Критерии, вероятно, будут выражены номинализациями, и вам понадобится
мета-модель, чтобы распутать их. Что они означают в реальных, практических
терминах? Вы сможете ответить на этот вопрос, отыскивая подтверждения тому,
что данный критерий удовлетворен. Возможно, не всегда будет легко найти
ответ, но вопрос заключается в следующем:
Как бы вы узнали, что этот критерий удовлетворен?
Если одним из ваших критериев является обучение, то чему вы собираетесь
научиться и как вы будете это делать? Какие возможности у вас имеются? И как
вы узнаете о том, что уже, научились чему-то? Это ощущение? Способность
сделать что-то такое, чего вы не могли делать раньше? Эти специальные
критерии очень полезны. Критерии имеют тенденцию прятаться за туманной
завесой, когда они вступают в контакте реальным миром.
Когда вы нашли, что эти критерии в действительности значат для вас, вы
можете подумать атом, насколько они реалистичны. Если под успехом вы
понимаете пятизначный оклад, 'Феррари', городской дом, коттедж за городом и
работу с высоким положением в Сити, и все это не позднее вашего следующего
дня рождения, то скорее всего вы будете разочарованы. Разочарование, как
любит говорить Роберт Дилтс,