факт, что он является распространенным паттерном. Существует множество
способов организации временной линии. И хотя не существует 'неправильной'
временной линии, но использование каждой из них может иметь свои
последствия. То, где и как вы выстраиваете свою временную линию, будет
влиять на то, как вы думаете...
Предположим, ваше прошлое находится прямо перед вами. Оно всегда будет
попадать в поле зрения и привлекать ваше внимание. Ваше прошлое становится
важной и влиятельной частью вашего опыта.
Большие и яркие картинки далекого будущего сделают его весьма
привлекательным и будут притягивать вас. Вы будете ориентированы на будущее.
А ближайшее будущее будет с трудом поддаваться планированию. Если же
ближайшее будущее будет наполнено большими и яркими картинами, то может
оказаться затруднительным долговременное планирование. В общем, то, что
является большим, ярким и насыщенным цветами (если эти субмодальности
являются для вас критическими), будет наиболее привлекательным, и этому вы
будете уделять наибольшую часть внимания. Буквально: у кого-то мрачное
прошлое и светлое будущее.
Субмодальности могут изменяться постепенно. Например, чем ярче картинка
или чем она резче, тем ближе н настоящему. Эти две субмодальности хороши при
репрезентации постепенные изменении. Иногда человек может сортировать свои
картинки более дискретным способом, используя их определенное
местоположение, при этом каждое воспоминание не распространяется обособленно
от предыдущего. И тогда такой человек будет использовать преимущественно
staccato-жесты, говоря об этих воспоминаниях, а вовсе не legato-жесты.
Будущее может быть сильно вытянутым прямо перед вами и доставлять вам
беспокойство столкновением с крайними сроками исполнения чего-либо. которые
будут казаться далекими до тех пор, пока внезапно не примут угрожающих
размеров. С другой стороны, будущее может быть слишком сжатым, так что
картинка будущего будут расположены очень близко друг к другу, и тогда вы,
наверное, почувствуете давление времен. и вам покажется, что все должно быть
сделано сразу. Иногда полезно сжимать временную линию, а порою лучше ее
растягивать. Все зависит от того, чего вы хотите. Общеизвестно, что те люди,
которые ориентированы в будущее, обычно справляются с болезнями более
быстро, я медицинские исследования подтверждают это. Терапия временной линии
могла бы помочь лечению серьезных заболевании.
Линия времени оказывается важной составляющей чувства реальности
человека, и поэтому она с трудом поддается изменению до тех пор, пока это
изменение не становится экологическим. Прошлое оказывается реальным
настолько же, насколько будущее - нереальным. Будущее существует большей
частью в виде потенциальных возможностей. Оно неопределенно. И
субмодальности будущего зачастую каким-то способом это отражают. Линия
времени может разделиться на несколько ветвей, либо картинки могут стать
неопределенными.
Линии времени важны в терапии. Если клиент не может увидеть своего
будущего. то многие техники не будут работать.
Многие терапевтические техники в НЛП предполагают, что клиент способен
мысленно передвигаться во временя, получать доступ к ресурсам прошлого или
конструировать привлекательнее будущее. Порою линия времени должна пройти
предварительную сортировку.
РЯДОМ СО ВРЕМЕНЕМ И СКВОЗЬ ВРЕМЯ
В своей книге 'Основы личности' Тэд Джеймс описывает две основных типа
линии времени. Первый он назвал 'рядом со временем', или Англо-европейский
тип времени, когда линия времени идет слева направо. Прошлое с одной
стороны, а будущее с другой, но оба находятся в поле зрения человека прямо
перед ним. Второй тип он назвал 'сквозь время', или Арабское время, тогда
линия времени вытягивается, пронзая вас спереди насквозь таким образом, что
одна ее часть (обычно пришлое) сказывается позади вас и невидима. И вам
приходится поворачиваться назад, чтобы увидеть ее.
Люди типа 'сквозь время' не могут извлекать выгоду из прошлого или
будущего, разложенного перед ними. Они все время находятся в настоящем
моменте, так что крайние сроки, условленные встречи и хронометраж имеют для
них меньшее значение, чем для людей типа 'рядом со временем'. Они находятся
внутри своей временной линии, и их воспоминания