метамодели, адресованный к предположению о причинно-следственной
связи в высказывании типа: 'Он раздражает меня', - заучит следующим образом:
'Как именно вы вызываете у себя раздражение в ответ на то, что он сказал?' В
таком вопросе встроено предположение о том, что человек сам может выбирать
свою эмоциональную реакцию.
Причинно-следственная связь может быть подвергнута сомнению вопросом:
'Каким конкретно образом одно вызывает другое?' - или: 'Что должно произойти
такое, чтобы одно не было вызвано другим?'
Обнаружив убеждение типа причинно-следственной связи, задайте вопрос:
'Как именно вы заставляете себя реагировать таким способом на то, что вы
видите или слышите?'
ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ
Чтение мыслей возникает тогда, когда человек предполагает или знает, не
имея непосредственного доказательства, что другой человек думает или
ощущает. Мы часто делаем это. Иногда это является интуитивной реакцией на
некоторые невербальные сигналы, которые мы замечаем на неосознанном уровне.
Часто это чистая галлюцинация или то, что мы сами думали или чувствовали бы
в такой ситуации: мы проектируем наши собственные мысли и чувства и
переживаем их так, как будто они пришли от другого человека. Скряга всегда
считает всех остальных людей скупыми. Те, кто занимается чтением мыслей,
часто думают, что они правы, но это не является гарантией того, что так оно
и есть. Зачем гадать, если вы можете спросить?
Существует два основных типа чтения мыслей. В первом типе человек
предполагает, что он знает о том, что другой думает. Например:
'Джордж несчастен'.
'Могу сказать, что ей не понравился подарок, который я ей подарил',
'Я знаю, что придает ему силы',
'Он был разгневан, но не показывал вида'.
Должны существовать веские сенсорно-обоснованные доказательства для
того, чтобы приписывать мысли, чувства и мнения другим людям. Вы можете
сказать: 'Джордж в депрессии', - но было бы более полезным сказать: 'Джордж
смотрит вниз и
направо от себя, мускулы его лица расслаблены и дыхание поверхностное.
Уголки рта опущены и плечи ссутулены'
Второй тип чтения мыслей является зеркальным отражением первого и
предоставляет другим людям власть читать ваши мысли. Как правило, это
используется для того, чтобы затем упрекнуть их в том, что они не понимают
вас, когда вы думаете, что они должны были бы понять. Например:
'Если бы ты любил меня, ты бы знал, чего я хочу'.
'Ты что, не знаешь, как я чувствую себя?'
'Я расстроена тем, что тебя не интересуют мои чувства'.
'Тебе следует знать, что мне это нравится'.
Человек, использующий такие паттерны, не сможет понятно объяснить
другим, чего он хочет; предполагается, что другие каким-то образом знают об
этом. Это может привести к первоклассной ссоре.
Способ подвергнуть сомнению чтение мыслей заключается в том, чтобы
спросить, каким конкретно образом он узнает, что вы думаете. Или, в
проектируемом чтении мыслей, как именно, по вашему мнению, он должен знать,
что вы чувствуете.
Когда вы, стремясь выяснить значение чтения мыслей, задаете вопрос:
'Как вы узнаете?', - ответом часто является некоторое убеждение или
обобщение. Например:
- Джордж совершенно не обращает на меня никакого внимания.
- Как вы узнаете о том, что Джордж не обращает на вас никакого
внимания?
- Потому что он никогда не делает того, что я говорю.
Таким образом, в модели мира говорящего 'делать то, что я говорю'
равнозначно 'обращению внимания на меня'. Мягко выражаясь, это сомнительное
предположение, По поводу такой комплексной эквивалентности и напрашивается
вопрос: 'Как именно забота о ком-то может означать необходимость делать то,
что он говорит? Если вы обращаете внимание на кого-то, вы всегда делаете то,
что он говорит?'
Чтение мыслей может быть подвергнуто сомнению вопросом: 'Как именно вы
узнаете, что ...?'
Метамодель восстанавливает связь между языком и индивидуальным опытом и
может быть использована для:
Сбора информации.
Выяснения значения.
Идентификации ограничений.
Обнаружения новых выборов.
Метамодель является чрезвычайно мощным инструментом в бизнесе, терапии
и образовании. Суть ее заключается в том, что люди с помощью слов создают
различные модели этого мира, и, следовательно, вы не можете предполагать,
что вы точно знаете