НИРВИКАЛЬПАСАМАДХИ достижима только для прошедших весь путь. До тех
пор, пока материальное и трансцендентное (телесное и духовное),
представляются человеку различными мирами или областями жизни, его
путь продолжается так же, как и протекание противоположных процессов в
его психике. Тренировка возможна и полезна на всех ступенях
одновременно, в таком соотношении, которое ученик признает
благоприятным. Разделение ступеней искусственно и служит только для
иллюстрации. Это видно из анализа построения 'Йога-сутры' Патанджали.
'Йога-сутра' делится на четыре части (пада). Первая часть,
называемая Самадхипада, посвящена описанию психической природы
человека с точки зрения адепта, которому осталось сделать последний
шаг. Накопление материального опыта на этом уровне завершено, и
поэтому даются методы, непосредственно ведущие к Самадхи.
Иллюзорно-фантастический мир больше не держит йога в своих объятиях,
игра жизни стала неинтересной и потому выглядит как постоянное
движение воли (ВРИТТИ) в едином океане материи-сознания. Ничто в этих
волнах уже не страшит и не привлекает, и ум стал полностью готов к
остановке. Достигнув такой высокой ступени, йог делает как бы краткий
обзор всей природы вещей и явлений, анализируя ее до максимальной
глубины, и обнаруживает, что все предметы, даже принадлежащие миру
тонких форм, исчезают в ПРАДХАНЕ (Великой Пустоте). Тогда перестает
существовать семя заблуждения, живущее в глубинах подсознания и
прорастающее у обычных людей в виде пяти коренных
привычек-привязанностей (КЛЕША). Патанджали перечисляет эти КЛЕША,
давая им краткую характеристику:
1. АВИДЬЯ - ошибочное понимание невечного как вечного,
нереального как реального, 'не-я' как 'я', мучительного как приятного.
2. АСМИТА - ложное самоотождествление с телом, чувствами,
психикой, рождающее эгоизм.
3. РАГА - желание наслаждений и средств их достижения.
4. ДВЕША - отвращение к боли и ее причинам.
5. АБХИНИВЕША - инстинктивная жажда жизни и боязнь смерти у всех
живых существ.
Если большинство людей живут в совершенном подчинении у
вышеназванных сил, то для них простое осознание этих корней
заблуждения совсем не будет значить освобождения. Но для йога,
близкого к достижению Самадхи, достаточно одного взгляда на свою
внутреннюю природу, чтобы эти корни потеряли силу.
Патанджали описывает также пять условий внутренней настройки,
необходимых для подготовки к Самадхи:
1. ШРАДДХА - вера или истинное мировоззрение, при котором не
остается никаких сомнений и неразрешенных противоречий.
2. ВИРЬЯ - внутренняя сила человека, достигшая своей естественной
формы - стремления к освобождению.
3. СМРИТИ - осознание или пробуждение, ведущее к уничтожению
иллюзий.
4. САМАДХИ - в смысле способности к совершенному сосредоточению.
5. ПРАДЖНЯ - способность к интуитивному мышлению, не нуждающемуся
более в словах или символах.
Наивысшим же признается крайнее отречение или оставление
(ВАЙРАГЬЯ) всех явных и скрытых привязанностей, касающихся даже
тончайших сфер психики, где они действуют с особой силой. Это
оставление, 'отвергающее даже качества' (т.е. при котором все в мире
ощущается как бескачественное, пустое), 'показывает ПУРУШУ'. Тогда йог
достигает своей истинной природы, и семя заблуждения исчезает.
'Йога-сутра' предупреждает, что 'Самадхи, не сопровождаемая
крайним отречением, становится причиной новых явлений богов и тех,
которые слились с природой (ПРАКРИТИЛАЙЯ)'. Понятно, что такое
предупреждение имеет актуальный смысл лишь для тех, кто
непосредственно близок к Самадхи. И все же, каждому ученику эти
описания сообщают особый внутренний настрой, как бы некоторое
предвкушение еще не достигнутых состояний. В самом начале Патанджали