От счастья рождается страдание. Подобно
колесу, вращается счастье-несчастье людское' (Мокшадхарма, 174,19-20).
Что же еще было в поле вашего внимания, кроме его содержания?
Пойдем и далее по пути аналогий. Что вы видите в кино на экране, кроме
изображения? Вы видите свет, его создающий, и поверхность, его
проявляющую. А если обернетесь назад, увидите луч света. Устремясь
вдоль луча - придете к источнику. Там все едино, вы не найдете никаких
различий. Какие бы события не происходили в фильме, источник света в
кинопроекторе и ровная белизна экрана остаются совершенно неизменными.
Даже когда фильм закончился и начинается другой. А между ними - пустой
экран. Это отличный объект для медитации - пустой киноэкран. Это -
первый шаг. Следующий - свет, а последний - источник. Но это не для
тех, кто еще слишком увлечен самими фильмами. Итак, само по себе
внимание - это единый чистый свет, неделимый, бескачественный,
неизмеримый. Все категории пространства, времени и причинности
вступают в силу только тогда, когда в кинопроектор закладывается
пленка. Это не что иное, как физическое воплощение человека. Тогда
неделимое делится, единое размножается, 'никакое' становится
'каким-то'. Не думайте, что источник света, свет, кинолента,
изображение на ней, экран и возникающие на нем картины имеют равную
природу. Все это возникает из единого и исчезает в едином. Тайна этого
возникновения и исчезновения открывается только постигшему единое.
'Они из незримого появились и в незримое вновь удалились'
(Мокшадхарма, 174,17). Путь к незримому лежит через постижение всех
законов и связей, существующих в видимом мире. Достигая успеха в этом,
человек становится готовым к выходу за пределы своего мыслимого. Его
ум становится спокойным и чистым, исчезают сомнения и внутренняя
движущая сила человека проявляется по-настоящему, без искажений в
желаниях и деятельности чувств. 'Ум далеко забредает, много блуждает,
определяется самомненье, желаньем. Тот, чей ум хорошо обуздан здесь, и
по уходе счастлив. Покинув деятельность природы, всегда радующийся
Атману муни (мудрец), став душой всех существ, идет путем высочайшим
... Отрешенность есть высшее знание. Распускающий чувства, Атмана
узреть не может: то туда, то сюда они мечутся; неподготовившемуся
обуздать их трудно. У познавших нет страха'. (Мокшадхарма, 195).
Поэтому мы займемся анализом поведения ума и чувств, составляющих
содержимое человеческого внимания наряду с предметами чувств,
абстрактными понятиями и никак не определяемым, но всегда
присутствующим в поле внимания ощущением бытия, существования. Если
попробовать сосредоточить внимание на каком-нибудь предмете или части
тела и удерживать это сосредоточение, вы обнаружите, что через
некоторое время ваше внимание соскользнет на другие вещи, но при этом
частично будет оставаться и в исходном пункте. Соскальзывание
происходит по ассоциации. Это значит, что часть поля вашего внимания
занимает пространство ума (МАНАСА). В этом умственном пространстве
одновременно существуют тысячи ментальных образов, связанных друг с
другом в ассоциативные цепочки. Затронув одно из звеньев какой-нибудь
цепочки, вы постепенно можете 'вытащить наружу' вообще все, что есть в
уме, но при этом движение будет происходить от подобного к подобному.
Существует игра, в которой берутся два далеких по содержанию понятия и
нужно стараться связать их цепочкой последовательных ассоциаций,
сделав при этом как можно меньше ходов. В подобную игру постоянно
играет наш ум.
А ведь число комбинаций всевозможных событий, проигрываемых нашим
умом, неизмеримо больше, чем действительно происходящие в жизни.
Поэтому мнительные люди сами создают себе ад, а мечтатели могут жить в
придуманном раю.
Как же происходит самое первое соскальзывание внимания в
плоскость ума, в то время как вы стараетесь удержать его на объекте