обучения (первые годы), когда
человеку, стоящему на пороге йоговского образа жизни, нужны большие и
организованные усилия, чтобы этот порог перешагнуть, оставив позади
болото нелепых привычек, засасывающее в трясину лени, эгоизма и
суеверия. Когда же ученик, благодаря своему труду, опыту и помощи
Учителя, наконец начинает 'чувствовать себя человеком', т.е. его жизнь
из напряженной борьбы за существование превращается в осознанный поток
творчества, тогда нет нужды в наперед заданных формах занятий. Подобно
этому, для человека, достигающего настоящего понимания единства всего
существующего и потому совершенно бескорыстного, утрачивают внутренний
смысл и множество ритуалов, нарушение которых другими людьми,
воспринимающими мир относительно и предвзято, может быть строго
наказано. 'Такой человек, познавший истину 'я' единый Атман существ
пребывает в каждом существе' (Упанишады), оставляет все чувства, кроме
беспредельной любви (БХАКТИ) к единому Божеству, образ которого он
видит во всех существах более реально, чем конкретные формы этих
существ. Тогда для него утрачивают силу внутренние программы радости и
страдания, запускаемые эмоциональным восприятием этих внешних форм, и
таким образом, снимается накопившаяся карма.
Четвертая ступень - ПРАНАЯМА - представляет собой 'управление
движением вдыхания и выдыхания' (Йога-сутра'). Слово ПРАНА,
традиционно переводимое как 'дыхание', обозначает жизненную силу,
энергию, единую в своей природе, но проявляющуюся в нашем мире в виде
множества сил и энергий. Прежде чем реально постичь эту энергетическую
всеобщность и единство, ученик, согласно Патанджали, должен овладеть
навыками сознательного набора ('вдыхания') и излучения ('выдыхания')
энергетики, одновременно познавая различные видоизменения праны:
'...наружные, внутренние или неподвижные, определяемые местом,
временем и числом, продолжительные или короткие' ('Йога-сутра').
На этой ступени йоговская практика хорошо сливается с
целительством, вытекающим из естественного сострадания к существам.
Помогая людям и природе как целитель, ученик одновременно обретает
широкое поле изучения всех проявлений праны. Если целительство
совершается бескорыстно (имеется в виду внутреннее бескорыстие в духе
АСТЕЙЯ), то целитель становится проводником действия могучих сил,
дающих ему возможность ощутить себя частью животворящего потока единой
космической энергии. На этой ступени ученик еще не осознает как
следует себя океаном, но он уже становится настоящей рекой. 'Этим
ослабляется заслонение света ЧИТТЫ' ('Йога-сутра'). 'Сознание
становится способным к ДХАРАНЕ' ('Йога-сутра').
Пятая ступень Йоги называется ПРАТЬЯХАРА и обозначает
произвольное оставление чувствами их предметов или сознательное
отвлечение ума от чувств и высшей психики от ума. Сущность ПРАТЬЯХАРЫ
формулируется Патанджали еще в первой главе 'Йога-сутры': 'Результат,
получаемый теми, которые отвергли жажду воспринимаемых зрением или
слухом предметов, и состоящий в господстве над этими предметами, есть
отречение. Это крайнее отречение, отвергающее даже качества,
показывает ПУРУШУ'. Состояние ПРАТЬЯХАРА может быть только следствием
достаточного опыта прошлого существования и сознательного утверждения
в КРИИЯЙОГЕ, хотя отдельные проблески этого состояния посещают и
неискушенных в Йоге людей в особых жизненных обстоятельствах (которые
люди большей частью стараются избегать, предпочитая относительные
блага). И лишь приблизившись к ПРАТЬЯХАРЕ, человек начинает ценить в
жизни, в природе и в искусстве те явления, соприкосновение с которыми
дарит ему возможность хотя бы на несколько мгновений оставить
иллюзорный мир и ощутить вечность.
Третья глава 'Йога-сутры' называется ВИБХУТИПАДА (ВИБХУТИ -
'бытийность', 'материализующая сила') и описывает три высшие ступени
Йоги - ДХАРАНА, ДХИАНА и САМАДХИ как единый процесс, называемый
САМЪЯМА (обуздание, охват, слияние).