все, что когда-то считал своим.
В таком понимании положения ЯМЫ приобретают следующее толкование:
1. АХИМСА - внутреннее состояние человека, при котором он не
только не совершает насилия над собой и другими существами, но и не
воспринимает (не видит, не чувствует) насилия в таких жизненных актах,
как убийство, мучительная борьба, подавление одних существ другими. В
состоянии АХИМСЫ мир представляется ученику не напряженной борьбой, в
которой он принимал бы участие на чьей-либо стороне, воспринимая
события эмоционально, а игрой (ЛИЛА) внешних, поверхностных перемен,
не затрагивающих истинной сущности, душ существ, и, конечно же, не
могущих эту душу 'убить'. Ему совершенно чужда агрессивность,
проработанная учеником в прошлых существованиях и оставленная далеко
позади. 'Пусть он будет подобен пространству: не гневается и не
колеблется, даже когда его рассекают' (Упанишады).
2. САТЬЯ - это отказ ученика от сознательного извращения фактов
относительной реальности, от создания иллюзий в самом себе и в других
людях путем обмана, спекуляций, притворства и других подобных приемов.
Состояние САТЬЯ (букв.: 'истина') возвращает психику человека к ее
природному виду и снимает воздействия неестественных привычек.
3. АСТЕЙЯ - осознание того, что никакой собственности на самом
деле не существует. Для ученика, находящегося в состоянии АСТЕЙЯ, все,
что есть в мире, включая и его тело, чувства и мысли, принадлежит
единой природе. Снятие иллюзии собственности избавляет человека от
многих предрассудков и связанных с ними страхов. Например, как можно
бояться потери имущества, потери приоритета в каких-либо идеях или
энергетических потерь, понимая и ясно ощущая единство всего сущего?
Наоборот, ищущий освобождения считает благом бескорыстную самоотдачу и
стремится к достижению самозабвения на фоне внешней деятельности. Это
стремление составляет суть духовной практики, называемой КАРМАЙОГА.
4. АПАРИГРАХА - внутренняя независимость, достигаемая путем
осознания истинной ценности денег и других вещей (взаимных услуг,
подарков и т.п.), служащих предметами обмена людей, происходящем в
силу жизненных обстоятельств, не сопровождаемое эмоциональными
реакциями радости приобретения и страха потери. Никакие подарки,
никакие восхваления и лесть, так же, как и никакие лишения и поругания
не могут связать ученика, совершенного в АПАРИГРАХЕ.
5. БРАХМАЧАРЬЯ - способ жизни ученика, основным смыслом которой
становится достижение Абсолютного состояния. 'Хождение в Брахмане'
означает посвящение всех своих телесных отправлений (дыхания, питания,
сна, половой жизни) Брахману путем осознания в момент совершения этих
функций их космической природы и сущности. Эти отправления ни в коем
случае не подавляются и не ограничиваются 'из принципа'. Они делаются
гармоничными и естественными, находясь под контролем разума и совести
ученика. Тогда исчезает чарующая сила плодов извращенной
чувственности, запретных и потому таких заманчивых для многих людей.
БРАХМАЧАРЬЯ не предполагает отказа от половой жизни как акта
дисциплины, но и у некоторых учеников такое оставление чувственности
происходит само собой в силу полной отработанности данного вида опыта
в прошлом. Воздержание для таких людей не составляет труда, и, конечно
же, не может быть предметом внутренней борьбы и самоистязания - их
энергия естественным образом реализуется уже в других сферах.
Вторая ступень АШТАНГАЙОГИ называется НИЯМА - 'предписание',
'позволение', и содержит пять направлений психофизической
деятельности:
1. ШАУЧА - очищение, которое бывает внешнее (БАХЬЯ) и внутреннее
(АБХЬЯНТАРА).
2. САНТОША - естественность и удовлетворенность,
умиротворенность.
3. ТАПАС - аскеза, букв. 'воспламенение' (духовности, стремление
к освобождению).
4. СВАДХЬЯЯ - осознанное прохождение опыта жизни и изучение
йогических текстов и наставлений Учителей, в более широком смысле -