Неизвестен

Природа внимания

все, что когда-то считал своим.

В таком понимании положения ЯМЫ приобретают следующее толкование:

1. АХИМСА - внутреннее состояние человека, при котором он не

только не совершает насилия над собой и другими существами, но и не

воспринимает (не видит, не чувствует) насилия в таких жизненных актах,

как убийство, мучительная борьба, подавление одних существ другими. В

состоянии АХИМСЫ мир представляется ученику не напряженной борьбой, в

которой он принимал бы участие на чьей-либо стороне, воспринимая

события эмоционально, а игрой (ЛИЛА) внешних, поверхностных перемен,

не затрагивающих истинной сущности, душ существ, и, конечно же, не

могущих эту душу 'убить'. Ему совершенно чужда агрессивность,

проработанная учеником в прошлых существованиях и оставленная далеко

позади. 'Пусть он будет подобен пространству: не гневается и не

колеблется, даже когда его рассекают' (Упанишады).

2. САТЬЯ - это отказ ученика от сознательного извращения фактов

относительной реальности, от создания иллюзий в самом себе и в других

людях путем обмана, спекуляций, притворства и других подобных приемов.

Состояние САТЬЯ (букв.: 'истина') возвращает психику человека к ее

природному виду и снимает воздействия неестественных привычек.

3. АСТЕЙЯ - осознание того, что никакой собственности на самом

деле не существует. Для ученика, находящегося в состоянии АСТЕЙЯ, все,

что есть в мире, включая и его тело, чувства и мысли, принадлежит

единой природе. Снятие иллюзии собственности избавляет человека от

многих предрассудков и связанных с ними страхов. Например, как можно

бояться потери имущества, потери приоритета в каких-либо идеях или

энергетических потерь, понимая и ясно ощущая единство всего сущего?

Наоборот, ищущий освобождения считает благом бескорыстную самоотдачу и

стремится к достижению самозабвения на фоне внешней деятельности. Это

стремление составляет суть духовной практики, называемой КАРМАЙОГА.

4. АПАРИГРАХА - внутренняя независимость, достигаемая путем

осознания истинной ценности денег и других вещей (взаимных услуг,

подарков и т.п.), служащих предметами обмена людей, происходящем в

силу жизненных обстоятельств, не сопровождаемое эмоциональными

реакциями радости приобретения и страха потери. Никакие подарки,

никакие восхваления и лесть, так же, как и никакие лишения и поругания

не могут связать ученика, совершенного в АПАРИГРАХЕ.

5. БРАХМАЧАРЬЯ - способ жизни ученика, основным смыслом которой

становится достижение Абсолютного состояния. 'Хождение в Брахмане'

означает посвящение всех своих телесных отправлений (дыхания, питания,

сна, половой жизни) Брахману путем осознания в момент совершения этих

функций их космической природы и сущности. Эти отправления ни в коем

случае не подавляются и не ограничиваются 'из принципа'. Они делаются

гармоничными и естественными, находясь под контролем разума и совести

ученика. Тогда исчезает чарующая сила плодов извращенной

чувственности, запретных и потому таких заманчивых для многих людей.

БРАХМАЧАРЬЯ не предполагает отказа от половой жизни как акта

дисциплины, но и у некоторых учеников такое оставление чувственности

происходит само собой в силу полной отработанности данного вида опыта

в прошлом. Воздержание для таких людей не составляет труда, и, конечно

же, не может быть предметом внутренней борьбы и самоистязания - их

энергия естественным образом реализуется уже в других сферах.

Вторая ступень АШТАНГАЙОГИ называется НИЯМА - 'предписание',

'позволение', и содержит пять направлений психофизической

деятельности:

1. ШАУЧА - очищение, которое бывает внешнее (БАХЬЯ) и внутреннее

(АБХЬЯНТАРА).

2. САНТОША - естественность и удовлетворенность,

умиротворенность.

3. ТАПАС - аскеза, букв. 'воспламенение' (духовности, стремление

к освобождению).

4. СВАДХЬЯЯ - осознанное прохождение опыта жизни и изучение

йогических текстов и наставлений Учителей, в более широком смысле -

самообразование.