педагог,
осознающий всю ситуацию, то он может просто объяснить причины и
человек, поняв ситуацию научится сравнительно быстро переливать
энергию из своего состояния, из чакр в руку, а из нее в кисть и на
бумагу. Иногда помогают такие фразы педагога: 'Попробуй держать пальцы
в таком состоянии, будто ты гладишь подушечками пальцев лепестки
цветов, или лицо ребенка, или еще что-нибудь'. У ученика включаются
ассоциативные связи и энергия сама течет куда надо. Успех достигается,
когда пальцы физического тела размягчаются под воздействием
протекающей через них энергии, станут чувствительными, легкими,
обретут новые свойства, но если энергию в них не дать, то им очень
трудно будет научиться изображать на бумаге что-то изящное,
прозрачное, тонкое.
Другой пример: ребенок учится игре на фортепиано. Он занимается
уже шесть лет и техника пальцев развита достаточно хорошо. Руки
энергетически у него живые, он может переливать энергию через них к
инструменту - это он уже делал раньше, это уже видел его педагог. Но
вот ребенку дают учить новое произведение и оно почему-то у него не
получается. Пальцы не слушаются, ребенок сбивается с такта и играет
невыразительно. В чем дело? Опытный педагог проанализирует психику
своего ученика и эмоциональные характеристики произведения, которое он
ему дал учить, и обнаружит несоответствие. Предположим, что ученик был
по складу очень боевой, возбудимый, активный, веселый мальчик, а
произведение написано в сентиментальном, медленном стиле, совершенно
не соответствующем темпераменту ученика. Во время игры на музыкальных
инструментах происходит воздействие звука на эмоциональную сферу
человека и он проживает те чувства и состояния, которые заложены в
музыке. В нашем примере мальчик мог *фактически поставить
психологическую защиту от музыки и энергии, ею вызываемой, так как он
не желал пропускать через себя что-то ему не близкое, изменяющее его
состояние в непривычную сторону.* Педагог может сменить ему
произведение или пойти на хитрость - предложить ученику поиграть роль
сентиментального, задумчивого, медлительного человека, который сидит в
ресторане на берегу реки, любуется закатом, пьет вино и перебирает
воспоминания своей молодости. Если ученик согласится на
перевоплощение, он может открыть для себя новый мир, если нет, то
лучше его не заставлять насильно учить это произведение - ничего кроме
отвращения к музыке это не воспитает.
Простейшие бытовые ситуации тоже несут в себе множество
несоответствий. Должны прийти скоро гости. Вы готовите угощение. Чтобы
его приготовить, вам надо два часа, но у вас только час и начинается
спешка. А что такое спешка? Это не есть ускоренные действия без потерь
времени, с максимальной точностью и четкостью движений. Это было бы
правильное действие. На деле же чаще всего присутствует страх не
успеть все приготовить, убрать и привести себя в порядок. А страх
порождает эмоциональное состояние, ведущее к выбрасыванию большего
количества жизненной энергии, раздражению, суете и т.д. Необходимы
специальные тренировки по ускорению физических действий, тогда тоже
тратится больше энергии, но физической, и чуть-чуть - умственной, а в
эмоции человек в этом случае не въезжает. Состояние при этом надо
сохранять прохладное, спокойное. То же касается страха не успеть на
работу, страха неприятностей, который окрашивает всю дорогу от дома,
если мы вышли с опозданием. Само пребывание в состоянии привычной для
нашей жизни эмоциональной спешки обладает разрушительным действием на
тонкие тела человека, сжигает часть его энергии и намного снижает
эффект медитаций, если человек ими занимается.
В духовной практике наблюдается много аналогичных примеров.
Кто-то занимается интенсивно асанами и пранаямами, становится
здоровым, но не может достичь духовных состояний, отличных от обычного
человеческого уровня. Анализ показывает, что большим стимулом в его