и плохо
концентрируется в верхних чакрах, мысли суетны и полны озабоченности о
своем выживании в этом мире, отрешенность не наработана.
Я надеюсь, что книга поможет читателю глубже понять себя и
увидеть с чем надо работать, если есть желание жить осознанием, йогой,
духовностью. Это практическое пособие. Основа знаний, изложенных здесь
- личный опыт автора и его друзей, проходивших обучение йоге в школе
Гуру Ар-Сантема в 1982-1996 годах.
Устранение недостатков путем осознания.
Ответы инструктора йоги на часто задаваемые
учениками вопросы.
В йоге много говорят о необходимости убирания личных недостатков.
По вашему возможно достичь в этом реальных результатов?
Да, это возможно. Другой вопрос, что это требует огромных усилий,
плоды которых приходят постепенно и не сразу заметны. Современные люди
слишком практичны. Они привыкли, сделав работу, тут же получить плату,
результаты, плоды, вознаграждения, а в данной работе результаты
приходят далеко не сразу.
С чего бы Вы посоветовали начать?
Советовать здесь нельзя, т.к. перед каждым уже стоит свой набор
недостатков, причиняющих ему больший или меньший дискомфорт, и как раз
с них ему и надо начинать. Однако, можно рассмотреть работу с
недостатками на каком-нибудь примере. Возьмем для этого часто
встречающуюся стихию - раздражение.
Йогам необходимо тщательно работать с подобными проявлениями до
достижения полного контроля над ними. Это сложная, непривычная для
современного человека работа, т.к. она требует долгих наблюдений за
своей психикой, причем наблюдений, проводимых в спокойном, собранном
состоянии. Современный человек развернут вовне. Нас не учили с детства
погружению внутрь своей психики, а учили активно и эмоционально
фиксировать внимание на объектах внешнего мира - родителях, братьях и
сестрах, телевизорах, машинах, школьных тетрадях, книгах и т.д.
*Корни раздражения лежат в подсознании, а оно для нас - темный
лес.*
Как же можно обратить внимание детей внутрь себя?
Во-первых, для этого взрослые, которые их воспитывают сами должны
быть в таких самоуглубленных состояниях хотя бы некоторое время.
Если бы детей воспитывали для самопознания, а не только для
поверхностного познания окружающего мира, их бы с детства приучали
сидеть спокойно по несколько минут, по полчаса и даже больше, ища при
этом ответы на вопросы: 'Почему я чувствую что-то так или иначе?
Почему мне один человек приятен, а другой - не очень? Откуда берется
моя гневливость? Почему я одного жалею, а другого - нет?'. Нам просто
не приходит в голову ставить эти вопросы перед детьми, т.к. мы сами
подчас боимся их или не умеем, не приучены все время смотреть в
глубину явлений.
*Для управления эмоциями нужно выработать долгий, бесстрастный,
очень пристальный взгляд, направленный внутрь мира своих реакций, в
котором нет места самообману, самозащите, жалости к себе и желанию
видеть себя хорошим или лучше других.* Необходимо терпение и
терпимость, чтобы подолгу копаться в своих недостатках, но без этого
продвижения по духовному пути не происходит. Детям привить осознание
может только взрослый, у которого оно есть.
Вы можете привести пример техники для работы с раздражением?
Вполне. Ее можно применять и к другим недостаткам. Условно опишем
ее в четырех частях.
*1. Поймать и исследовать объект.* Чтобы что-то изменить в себе,
нужно очень хорошо исследовать это явление. На это уходит много
времени и сил, зато результаты бывают фундаментальными, а не
призрачными. Сначала надо долго рассматривать свое раздражение во всех
его оттенках, особенностях и причинах. Это уже непривычно для
человека, т.к. когда заходит речь об отработке раздражения, люди
пытаются обычно запретить себе раздражаться, оказать на себя волевое