В.Котов, С.Малахов. Магия сновидений: путь знания и действия
В.Котов, С.Малахов. Магия сновидений: путь знания и действия
1. О КНИГАХ НА ЭТУ ТЕМУ.
Иногда (довольно часто) методы прямого самовнушения, включая и значи-
тельную часть рекомендаций Патрисии Гартфилд ('Творческий сон'), ока-
зываются совершенно недейственными. Более эффективно наблюдение за
трюками подсознания, 'забываемое' самовнушение,'неделание сна'. В этом
смысле способы, описанные Кастанедой, вернее и тоньше. Но было бы
ошибкой ограничиваться вычленением из книг Кастанеды только 'методов',
- для сновидца ценно погружение в целостное мироощущение этих книг,
каковое само и есть метод.
Очень ценен и опыт Мульдона, книга которого 'Проекция астрального те-
ла' выделяется на фоне массовой 'эзотерической' литературы своей фено-
менологичностью, добросовестным изложением конкретного опыта без тео-
ретических излишеств и метафизических спекуляций, столь жалких в обыч-
ной теософской литературе. Недавно же вышедшая y нас книга Монро
(быстро исчезнувшая c прилавков), хотя и содержит много ценных нюан-
сов, может оказаться полезной лишь для уже достаточно подготовленных
читателей. Монро дополняет опыт Мульдона в описании различных аспектов
'выхода астрального тела', но описанные им 'путешествия' и якобы полу-
ченная в результате их информация являются, на наш взгляд, печальным
примером отсутствия подлинной прозрачности, контроля. Эти мытарства в
мире 'астрального сомнамбулизма' в своей претензии на знание 'скрытого
устройства мира', мягко говоря, неубедительны.
'Путь шамана' Харнера интересен конкретными и простыми методами путе-
шествия вне тела минуя обычный сон (релаксация на фоне фонограммы c
определенным ритмом), но это все же очень частная, узкая область 'пу-
тешествия в подземный мир', самое древнее, общее и примитивное из дос-
тижений шаманизма, также не способное привести к реально значимому из-
менению уровня сознательности, полноты жизни.
2. ОСОЗНАНИЕ И КОНТРОЛЬ.
Известный 'ясно-сновидищий' Оливер Фокс начал свой путь c одного спон-
танно возникшего осознания: 'Мне приснилось, что я стою снаружи своего
дома. Посмотрев вниз, я обнаружил, что камни мостовой таинственным об-
разом изменили свое расположение - длинные стороны были теперь парал-
лельны обочине, а не перпендикулярны к ней. Затем меня осенило разре-
шение загадки: Хотя великолепное летнее утро казалось реальным, я ви-
дел сон. Внезапно яркость жизни увеличилась в сто раз. Никогда море,
небо и деревья не сияли такой ослепительной красотой, даже заурядные
дома казались живыми и таинственно прекрасными. Никогда я не чувство-
вал себя столь хорошо, c такой ясной головой и таким божественно могу-
щественным. Действительно, мир стал моей раковиной. Это ощущение не-
возможно было описать словами, но оно длилось только несколько мгнове-
ний и я проснулся.' (Цитировано по книге С.Мульдона 'Проекция астраль-
ного тела').
Почти y каждого в снах бывают моменты, когда неожиданно возникает до-
гадка, что происходящее - сон. Как правило, сохранить это осознание и
не проснуться, продолжать осознанно существовать в сновидении удается
немногим и очень недолго. 1. Искусство сновидений начинается c осозна-
ния себя во сне. То, что позволяет пребывать в сновидении c сохранен-
ным самоосознанием, мы называем контролем. Одно из средств установле-
ния контроля упомянуто в известных книгах Кастанеды: поднесение во сне
к глазам собственных pук. Этот метод достаточно универсален. 2. Как
только pуки начинают расплываться или менять очертания, следует немед-
ленно перевести взгляд на другие предметы. Глядя на предметы централь-
ным зрением, боковым следите за pуками и наоборот. После взгляда на
pуки иногда продолжается обычный, хаотичный сон, но любая несуразица
уже не проходит незамеченной, а c любопытством фиксируется. Иногда же
проекции подсознания уступают место иной реальности, убедительной и
явно не 'снящейся'. Весьма распространено промежуточное состояние: