Такое
слияние вовсе не означает пассивности или неподвижного сидения, но, скорее,
- растворение в действии. Этот метод напоминает серфинг. Дождавшись волны,
нужно удержаться на ней; если сорвался, ждешь следующей. Я назвал эту
психотехнику слияние с происходящим.
На самом деле, нет никаких двух противостоящих друг другу воль.
Существует лишь одна Воля, управляющая всем, и наша собственная воля так же
неотличима от нее, как гребешок волны от океана. Но увидеть и снять это
различие очень сложно, что становится ясно лишь тогда, когда пытаешься это
сделать. Успешная реализация этой практики - такое состояние, когда все
происходящее становится тебе желанно, а желаемое происходит само собой, безо
всяких усилий с твоей стороны.
Вариантом этой садханы является отдача себя Шакти, когда акцент
делается на внутренней работе с энергией. Практикующий сначала призывает
поток энергии, а потом полностью растворяется в нем, позволяя пране течь
так, как она хочет. Медитирующий должен полностью доверить себя
энергетическому потоку и пребывать в уверенности, что Шакти гораздо лучше
его знает, что и как нужно делать. Это превосходный способ, но главной
проблемой здесь является наличие потока. Активные формы медитации,
получившие наибольшее распространение в Индии, Древнем Египте и Южной
Америке, имеют своим главным недостатком усиление чувства эго, или
отдельности, возникающего за счет роста личной силы. Ощущение собственной
важности и значимости, упоение своей силой и могуществом являются
непреодолимыми препятствиями на пути дальнейшего продвижения. Не меньшей
преградой, впрочем, бывает переживание собственного ничтожества и бессилия.
Что хуже - сказать трудно.
Что касается пассивных видов медитации, то они приступают к разрушению
чувства 'я', или эго, с самого начала. Это буддийский и даосский подходы.
Пассивная медитация также основывается на отдаче и смирении, но, в отличие
от смирения в действии, это - смирение в бездействии. И то и другое
одинаково сложно. Главные проблемы смирения в бездействии - развитие лени и
безответственности. Успешная реализация этой практики - состояние
переживания иллюзорности собственного 'я' и видение мира в его безличностном
аспекте.
Существуют и более изощренные внутренние тактики совмещения активного и
пассивного принципов, а также выход за их пределы, когда, как и что ты
делаешь, вообще перестает иметь значение. Последний подход граничит с
безумием и не может быть рекомендован в начале садханы.
Гораздо безопаснее работа с внутренним учителем. В каждом из нас
существует нечто, всегда знающее, что и как нужно делать, - внутренний
учитель, живущий в сердце. Голос его тих, но если внимательно прислушаться,
он всегда слышен. Сложность в том, чтобы отделить этот голос от собственных
мыслей и желаний, то есть научиться его слышать и следовать услышанному.
Ключ к этой практике - переживание учителя в сердце, а не в голове.
Сложность этой техники - в рассеянности внимания, забывчивости и
недостаточной силе воли для следования внутреннему голосу. Кроме того, эта
садхана дуалистическая, не снимающая, во всяком случае в начале,
двойственности между 'им' и мной'. Зато, как уже было сказано, она вполне
безопасна.
Существует иной способ внутренней работы, направленный на выявление
Неизменного в нас. Поскольку и внутри, и снаружи все находится в непрерывном
потоке перемен, нам порой кажется, что ухватиться не за что, что все
постоянно ускользает, стоит лишь к нему прикоснуться. Но в глубине нашего
сознания есть то, что не изменяется никогда. Оно было точно таким же до
нашего рождения и останется неизменным после смерти. Эта неуловимая
константа присутствует и сейчас. Она не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха;
о ней нельзя ничего помыслить, ее невозможно ощутить. Неизменное не
находится ни внутри, ни вне нас, ни наверху, ни внизу, и тем не менее, оно
существует. Неизменное в нас неуничтожимо. Нашедший его преодолевает
пространство и время и более не подвержен ни тлению, ни смерти. Техника
заключается в непрерывном сосредоточении сознания на Неизменном, обнаружении
и осознании его как основы своего бытия.
Рассеянность внимания - общее препятствие во всех перечисленных
психотехниках.