все учителя открыты к общению после своего
ухода из физического тела. Из известных смритигаминов можно упомянуть
великого Падмасамбхаву, принесшего буддизм в Тибет и крупнешего учителя
Кашмирского шиваизма Абхинавагупту.
После Тоши осталось немного из его уцелевших картин и рисунков, стихи,
множество черновиков и набросков, большая часть которых записана
иероглифами, статья 'Диса', написанная совместно с А. Томасом, и две работы
- 'Кунта йога' и 'Сутра короны', оставшаяся незаконченной. Кунта йога
разошлась по России в списках и была напечатана отдельной брошюрой в
Ашхабаде, Алма-Ате и Риге. Знаки Кунты неоднократно воспроизводились
различными авторами без ссылки на источник. Они стали довольно популярны и
использовались многими людьми без сопровождавших их мантр, что дает лишь
частичный эффект. Занятия Кунтой по Тошиному руководству послужили многим
хорошим дополнением к их собственной садхане. Диса не получила сколь-нибудь
широкого распространения в силу своей эзотеричности и необходимости живого
примера учителя.
Тошина система, практике и развитию которой я посвятил долгие годы,
выдержала проверку временем. Ее ценность заключается, прежде всего, в
правильном направлении движения. Я уверен в том, что Тоша, несмотря на то,
что его земная миссия не была выполнена и сам он не достиг конечной цели
своей практики за свою короткую земную жизнь, шел к истине и указал
правильное направление, в котором нужно идти. Он заставил нас прочувствовать
это направление каждой клеточкой тела, и направление это было - вверх.
'Куда вы все за Тошей? - заметил как-то Миша К. - Все равно не
поспеете. Он как торпеда - шансов у вас нет'. Многие действительно не
поспели и впоследствии отвернулись от него. Были и такие, что плевались при
звуке его имени. Тоша не был человеком компромисса и никогда никому не
угождал. Мы верили ему и шли за ним, поскольку он жил так же, как учил; Тоша
был единственным известным мне человеком, который никогда не делал того, что
он не хотел делать. Единственным законом для него была свобода. Так он жил и
так умер - одинокий и преданный лишь своей зеленой звезде.
Уникальность Тошиной системы заключается в том, что она не требует
отказа ни от чего - ни от своей религии, ни от культуры, ни даже от вредных
привычек. Тошина практика может применяться в любых условиях - от жизни в
палатке в лесу до активной деятельности в современном мегаполисе. Ключом и
секретом этой практики является поток нисходящей энергии, в санскритской
терминологии называемый шактипата, что означает нисхождение Шакти. Феномен
шактипата давно был известен в Индии и считался благословением, данным
учителем. Вызвать шактипата самому невозможно - это всегда милость, даруемая
непредсказуемо. Никакие усилия не могут гарантировать ее стяжание.
Высшим проявлением шактипата является мгновенное исчезновение
физического тела, которое сгорает в потоке энергии, оставляя лишь кучку
пепла, как это происходит в традиции кашмирского шиваизм.
В тибетских школах дзогчен тело реализованного адепта, осознавшего свою
светоносную природу, превращается в радугу. Тело - знак кармы. Если карма
уничтожена, то тело, как ее носитель, больше не нужно. Обнаженной душе не
нужна оболочка, чтобы вернуться к своему источнику, - как не нужна одежда
возлюбленным в миг соединения. Все, происходящее до этого момента, является
предметом садханы.
Как показала наша практика, одного потока для продвижения по пути
недостаточно, нужно еще знать, куда и как идти. Этим 'куда' и было
направление, указанное Тошей. Объяснить словами, что такое это направление,
довольно сложно, нужно прочувствовать его каждой клеточкой своего тела, а
это приходит с практикой. Чувство направления - твердое знание того, что ты
движешься именно туда, куда нужно, без тени сомнения и колебания.
С другой стороны, для того, чтобы подобное движение происходило,
необходима цепь непрерывных усилий, совершаемых всем существом. Усилия эти -
по преимуществу внутренние, и являются искусством работы с собственным
сознанием. Именно невидимая постоянная работа с собой и была тем сокровищем,
которым поделился Тоша с теми из нас, кто был в состоянии это сокровище
распознать.
Внутренняя работа бесконечно важнее любой формы внешней активности.
Сказать