там, глядя на дорогу. Деревенские решили, что
несчастная тронулась умом. Но в тот день, когда Веселов вернулся и постучал
в ее окно, Анна не открыла ему дверь.
На этом отшельник замолк, глядя куда-то в сторону.
Почему она это сделала? - воскликнул я.
Загадочная русская душа, - вздохнул Григорий.
Я видел, что, несмотря на все прошедшие годы, боль так и не отпустила
его. Помолчав, Веселов продолжил.
С Анной что-то случилось - она избегала Григория и не разговаривала с
ним. С разбитым сердцем Веселов навсегда покинул Березовку. Он долго
скитался по стране, где-то учился, работал. Наконец, судьба привела его на
Кавказ, где он и стал отшельником. Григорий почти ничего не рассказывал о
годах своего затворничества, как будто жизнь его остановилась в тот день,
когда он вернулся с войны. Закончив свой рассказ, старик сделал мне постель
из сена. Я лег, и последняя моя мысль перед тем, как провалиться в глубокий
сон, была о Веселовской невесте и ее необъяснимом поступке.
Когда я открыл глаза, в пещере было светло. Свет проникал сквозь вход и
отверстие над ним. Веселов заваривал на печке травный чай, аромат его был
восхитителен. Я вскочил, отряхиваясь от сена, Григорий дал мне тарелку
мацони, и мы позавтракали. Еду Веселову приносили раз или два в неделю
местные крестьяне. Они почитали его то ли за святого, то ли за
духа-хранителя этих мест. Прихлебывая чуть горчащий чай, я спросил:
Из того, что ты рассказал мне вчера, я понял, что ты пришел сюда не
Бога искать, а из-за несчастной любви, так?
А что, есть какая-то разница? - Григорий поднял брови.
Конечно есть! - воскликнул я. - Если бы ты провел в этой пещере
тридцать шесть лет в поисках истины, ты определенно мог бы научить меня
чему-нибудь.
Веселов посмотрел на меня испытующе и сказал:
-- Пойдем, я кое-что тебе покажу.
Он встал и пошел в глубь пещеры, где темнел узкий проход. Я последовал
за ним. Мы вошли в проход, и я двинулся за Григорием на ощупь. Лаз привел в
другую пещеру, длиннее и просторнее первой. В дальнем ее конце зиял пролом,
в котором, на фоне голубого неба, виднелся силуэт сидевшего к нам спиной
человека. Веселов усмехнулся: 'Как видишь, я здесь не один'.
Я подошел к пролому и увидел, что это высохшая мумия. Одежда на ней
давно превратилась в пыль; мумия сидела в йогической позе - со скрещенными
ногами, сложенными на груди руками в молитвенной позе и прямой спиной.
Пустые глазницы смотрели прямо вперед - в бесконечное, открывавшееся из
пролома небо. Выглянув из пролома наружу, я обнаружил, что выхода из него не
было - сразу от края он обрывался в бездонную пропасть. По всему горизонту
сверкала цепь снежных вершин. Я с изумлением рассматривал мумию. Она
сохранилась очень хорошо и не издавала никакого запаха. Это была достойная
смерть.
Григорий молча похлопал меня по плечу. Я взглянул на него:
Кто это?
Мой предшественник. Думаю, ему не меньше тысячи лет.
Почему он так хорошо сохранился?
Здесь очень сухой разреженный воздух. Кроме того, этот человек обладал
сильной энергией, а она предотвращает гниение.
Как ты нашел это место?
Сначала увидел его во сне, а потом что-то при вело меня сюда.
У меня мелькнула в голове странная мысль, и я спросил, кивнув на мумию:
Не он ли привел тебя сюда?
Веселов улыбнулся.
Возможно, он. Уже здесь я несколько раз видел этого человека во сне и
разговаривал с ним.
Как его звали?
Григорий не ответил. Я понял, что он не хочет говорить об этом, и задал
не шедший у меня из головы вопрос:
-- Я тоже видел тебя раньше, но не во сне, а как бы в трансе. Ты
показал мне вход в какую-то пещеру, похожую на эту. Тебе об этом известно?
Веселов покачал головой:
-- Нет.
Я почувствовал легкое разочарование. Григорий повернулся и пошел назад.
Мы вернулись в первую пещеру, затем вышли наружу. День был солнечный и
ветреный. Веселов, прикрыв ладонью глаза, смотрел вниз, на долину. Его
длинные волосы и борода разметались по ветру. Пора было уже возвращаться, но
мой главный вопрос к Григорию оставался без ответа. Старик угадал мои мысли;
он заговорил медленно и проникновенно, слова его отпечатались в моей памяти.
-- Я не могу тебя ничему научить. Не потому, что не хочу, а потому, что
никто никого ничему научить не может. То знание,