Если бы мы только знали, что через восемь лет, после
армяно-азербайджанской войны, от Цахкошата не останется камня на камне!
Глава 25
Есть ли какая-то разница между просветленным человеком и обычным?
По пути назад я спросил Тошу, что он думает о практике дзэнского коана.
Он ответил: - Коаны работают только на японском языке и созданы для
дальневосточного менталитета. На работу с коаном может уйти много лет, для
этого нужно быть монахом, иметь посвящение и наставника. Та
парадоксальность, изысканность и кажущаяся легкость, которые привлекают
западного человека, не имеют ничего общего с подлинной работой над коаном.
На самом деле - это очень тяжелый труд.
Есть история о дзэнском монахе, которому была дана современная версия
древнего коана. Старый коан звучит так: 'Останови взбесившегося несущегося
на тебя коня'. Монаху был дан такой вариант: 'Останови скорый поезд, идущий
из Токио'. В течение десяти лет он медитировал на этом коане и, наконец, в
один прекрасный день пришел на железнодорожные пути и бросился под этот
самый поезд.
Он погиб?
Раздавило, как муху.
Сказать на это мне было нечего, и мы продолжали шагать молча. Через
какое-то время Тоша возобновил разговор.
-- Тебе не нужно больше никаких специальных техник или методов. Того,
что я вам уже дал, вполне достаточно. Теперь все дело за практикой. Имей в
виду, что самая изощренная техника не будет работать, если связь с потоком
нарушена. С другой стороны, поток входит в тело по своей воле и ни в каких
практиках и техниках не нуждается. Это нам нужны костыли для того, чтобы
восстановить утраченную связь. Я спросил:
Так не лучше ли забыть все, чему ты нас учил?
Это было бы неплохо, - согласился Тоша. - Только я сомневаюсь, что вы
сумеете это сделать, все-таки нагрузил я вас изрядно. Практика - это игра,
которая ускоряет наш рост. Когда вырастаешь, отбрасываешь ее, как ребенок
отбрасывает игрушки, в которые уже наигрался.
Мы практикуем для того, чтобы научиться жить, а не наоборот. Я хотел бы
довести вас до той точки, когда вы сможете просто жить и радоваться всему,
что с вами происходит. Тогда моя работа будет сделана, и можно будет забыть
обо всех техниках и практиках. Жизнь сама по себе вполне самодостаточна.
Поразмыслив некоторое время, я спросил:
Так что же мы будем делать, если перестанем заниматься? Просто жить, и
все?
А разве этого недостаточно? - спросил Тоша в ответ.
Не знаю, - искренне признался я. - В жизни надо что-то делать.
Перед тем, как что-то делать, разве не нужно сначала научиться жить?
Но разве мы уже не живем? Чему тут учиться?
Жить-то мы живем, но довольны ли мы своей жизнью? Если да, то никаких
вопросов нет. Живи дальше и радуйся, что еще нужно? Если же нет, что бывает
чаще, то делай садхану. Между прочим, просто плыть с потоком, ничего
особенно при этом не делая, - это самая сложная вещь и наивысшая из практик.
Что препятствует этому течению?
Нарушение законов потока.
Что это за законы?
По-моему, ты их уже знаешь. Попробуй сформулировать сам, - предложил
Тоша.
Не хвататься за поток, - сказал я наобум.
-- Близко, но это не самое главное.
Ну, тогда, значит, делать то, ради чего поток дан. Поскольку он не
предназначен исключительно для нашей личной реализации, то нужно передавать
его другим и расти вместе с ними, так?
Тоша кивнул:
Короче - передавай поток дальше. Что еще?
Не использовать его для своих личных целей.
Это подразумевается первым законом. Если ты замыкаешь поток на себя, он
дальше не идет. Какое второе правило?
Я безуспешно шевелил мозгами.
-- Если ты все время передаешь поток, что происходит с тобой? -
подсказал Тоша.
-- Он продолжает идти на тебя. Шеф сформулировал за меня:
Не разрывай связь. Это работа с вниманием. Если осознание потока
становится таким же непрерывным, как струя масла, переливаемого из одного
горшка в другой, ты обязательно дойдешь до истока. Третий закон.
Поток ослабевает, если делаешь ошибку, и усиливается, если поступаешь
правильно.
Точно. Воспринимай поток как учителя. Он постоянно корректирует твои
действия степенью своей интенсивности - как внутренние, так и внешние. Если
окончательно разрываешь связь и принимаешь решение действовать
самостоятельно,