'Камера обскура'. Тоша пролистал его и через пятнадцать минут
вернул мне, после чего подробным образом пересказал содержание романа.
Любовь к комфорту удивительным образом сочеталась в нем с абсолютной
неприхотливостью - Тоша мог обходиться самым малым, ему ничего не было
нужно. Он одинаково спокойно переносил жару, холод и отсутствие еды. Не могу
вспомнить ни одного случая, когда бы он вообще из-за чего-нибудь переживал.
Однажды Тоша сказал Джону, что терпение у него сатанинское. И это
действительно было так. Самым его лаконичным советом каждому из нас было:
'Не тусуйся'.
На жизнь Тоша зарабатывал лечением руками и благодаря этому
познакомился с Наной, которая стала его пациенткой. Тоша вылечил ее от
тяжелой болезни. Нана обладала большими связями и все время пыталась
куда-нибудь Тошу пристроить. Но пристроить его куда-либо было невозможно,
поскольку Диса делала Тошину жизнь абсолютно непредсказуемой.
Однажды я спросил Тошу, как он открыл Дису. Он сказал, что, прожив
какое-то время у Малхаса, отправился в горы и провел там около месяца, кочуя
с пастухами. Однажды он шел по узкой горной тропе, с одной стороны которой
была пропасть, а с другой - отвесная скала. Неожиданно из-за поворота
показалось стадо горных козлов архаров, впереди которого прямо на Тошу несся
мощный вожак с огромными, загнутыми назад рогами. Разойтись на этой тропе
было невозможно, и гибель казалась неизбежной.
Дело решали секунды. И Тоша, а вернее, его тело, сделало то, что
оказалось в этой ситуации единственным выходом. Он застыл, выбросил вверх
руки и дико, нечеловеческим голосом заревел. Тоша говорил, что повторить
этот крик он бы не смог.
То, что произошло после этого, его потрясло. Вожак прыгнул в сторону и
исчез в пропасти. За ним начало прыгать все стадо, включая ягнят, и вскоре
тропа опустела. Тоша сделал несколько шагов вперед, еще не веря своему
избавлению, потом снял рюкзак, лег у края пропасти и, перегнувшись,
посмотрел вниз. К своему изумлению, он увидел, что стадо, целое и
невредимое, карабкается по скалам где-то далеко внизу, спускаясь в долину.
Тошу спасло то, что он молниеносно, без тени колебаний и сомнений,
последовал импульсу тела. Размышляя об этом случае позже, он задался
вопросом: а нельзя ли следовать этому интуитивному импульсу всегда и во
всем? Естественным ответом, казалось бы, было 'да', но тогда почему же в
таком случае люди этого не делают, а выходят на уровень следования глубинной
интуиции разве что в критических ситуациях? Проблема заключается в том, что
глубинное интуитивное знание является скрытым резервом, позволяющим человеку
выживать в экстремальных условиях легко - обычно он надежно укрыт
ментальными и эмоциональными блокировками.
Ключ к открытию этой двери Тоша нашел в желании. Желание никогда ничем
не забито, а напротив, является самой очевидной и вопиющей реалией нашей
психической жизни. Пока мы живы, мы всегда чего-нибудь да хотим. И, что
самое главное, в своем желании мы всегда уверены. Для того, чтобы научить
нас хотеть, никакой учитель нам не нужен. Желание - это чистое проявление
протекающего через нас потока жизненной силы, оно доступно нам всегда и
везде. Неважно, какую форму принимает желание - хотим ли мы разбогатеть,
спастись или просто почесаться, - за всем этим стоит один жизненный принцип,
стремящийся максимально полно проявить себя. Поэтому работать со своими
желаниями можно всегда и везде. Вопрос только в том, что и как нужно делать.
Отвечая на этот вопрос, Тоша пришел к Дисе. Полное доверие к себе,
выражающееся в следовании своему желанию, оказалось для Тоши пробным камнем
его внутренней работы. Он обнаружил, что в любом из наших, пусть даже самых
незначительных желаний, скрыта возможность проследить это желание до его
истока, и исток этот находится в основе всех желаний человека - в играющем с
самим собой Творце, желающем вернуться к себе и познать себя через свои
создания.
Диса не означает удовлетворение своих абсурдных фантазий, которые, на
самом деле, вовсе не являются нашими желаниями, а всего лишь тем, что они на
самом деле и есть, - фантазиями. Подлинные желания просты, естественны и
проистекают из самого хода жизни. Они всегда соответствуют ситуации, а не
противостоят ей.
Ключом к практике