уж дорожил собственной личностью, скорее, она мне надоела.
И все же я должен был каким-то образом Тошу испытать. Проблема заключалась в
том, что я понятия не имел, как это сделать. Я закрыл глаза, и во время
недолгого забытья мне вспомнилась одна старая индийская легенда.
Давным-давно жила в Индии женщина по имени Лакшми. Случилось так, что
она овдовела. В Индии существовал обычай, называемый сати, согласно которому
вдова должна совершить самоубийство, бросившись в погребальный костер мужа.
Если она этого не делала, она становилась изгоем, была всеми презираема и
обычно заканчивала свой век вдали от людей. Именно это и случилось с Лакшми.
Она не исполнила древний обычай не потому, что боялась мучительной смерти,
но потому, что еще в юности дала себе обет, что не умрет, пока не встретит
своего гуру. Огненное желание ее сердца дало ей силы пережить позор и
изгнание. Лакшми отыскала заброшенную хижину на краю большой дороги и
поселилась в ней. По дороге проходило много разного народа, люди всех каст и
сословий, и среди них - бродячие аскеты, называемые садху. Целыми днями
Лакшми просиживала у хижины и, глядя на дорогу, всматривалась в лица
проходящих мимо садху в надежде, что когда-нибудь она увидит и узнает своего
гуру, который утолит ее жажду Божественного. В Индии было принято оставлять
пищу для проходящих садху на специальной полочке снаружи дома. Еду оставляли
с вечера, чтобы странники могли подобрать ее рано утром, подкрепиться и
отправиться дальше в своем странствии к Богу. Из года в год Лакшми делилась
своими скудными припасами с бродячими искателями истины. Она решила, что
когда придет время и появится ее гуру, то она испытает его, предложив ему
отравленную пищу. Однако время шло, а гуру не появлялся. Ни разу сердце
Лакшми не подсказало ей подвергнуть кого-либо испытанию.
Но однажды рано утром она увидела приближающегося садху и
почувствовала, что это тот, кого она ждет, все эти годы. Лакшми проворно
положила немного отравленного риса и фруктов на полку и, спрятавшись в
хижине, выглянула в маленькое окошко. Садху подобрал еду, прочитал мантру,
съел все без остатка и двинулся дальше, целый и невредимый.
Лакшми выскочила из хижины, догнала садху и упала на колени, умоляя его
стать ее учителем. Он взглянул на нее и сказал, что не может этого сделать,
поскольку Лакшми не исполнила обычая сати. В отчаянии Лакшми спросила садху,
может ли она чем-то искупить свою вину. 'Разведи костер и исполни свой
долг', - был его ответ. Ей ничего не оставалось, как повиноваться.
Единственным утешением Лакшми было то, что Бог услышал ее молитвы и хотя бы
перед смертью она увидела лицо своего гуру. Она развела огромный костер за
своей хижиной и прыгнула в него. Но огонь не тронул ее; он становился все
меньше и меньше и вскоре угас совсем.
'Теперь можешь идти за мной', - произнес садху и тронулся в путь.
Лакшми последовала за ним, и дорога поглотила их.
Когда я вернулся на кухню, Нана собиралась уходить. Посмотрев на нее, я
почувствовал, что у меня больше нет к ней ни страха, ни неприязни, и она
вовсе не была такой уродливой, как показалась мне сначала.
-- Приятно было познакомиться, - обратился я к ней.
-- Взаимно. Надеюсь, мы скоро еще увидимся, - ответила Нана, подмигнув.
Когда она ушла, я понял, как испытать Тошу.
Глава 5
Ищи страх. Он сторожит границы той крошечной части твоего я, которая
тебе известна. Разбудив страх, помни: здесь начинается новая земля.
Я сел на свое прежнее место на кухне напротив Тоши, и мы продолжили.
-- Я бы хотел, чтобы ты объяснил мне один случай, приключившийся со
мной лет восемь назад. Возможно, ты с ним разберешься. Кого бы я ни
спрашивал, никто ничего не знает.
Тоша кивнул.
-- Мне было тогда восемнадцать лет. Мы сидели с моим товарищем Сергеем
И. у него дома, в небольшой квартирке на первом этаже, стены которой были
завешены коврами. Время было за полночь. Мы оба сидели в креслах рядом с
окном, за которым раскачивался на осеннем ветру уличный фонарь. В то время
мы оба писали стихи и любили поговорить о литературе. Насколько я помню, мы
читали тогда вслух стихи Баратынского. Стихи были настолько хороши, что
говорить было как будто больше не о чем, и мы погрузились в задумчивое
молчание. Не знаю, сколько времени мы пробыли в этом поэтическом