- поинтересовалась я, судорожно глотая.
- Жевание и глотание перемещает энергию, которая локализована в
голове, в направлении желудка, уменьшая тем самым нагрузку на мозг, -
сказала она, посмеиваясь. - Тебе следовало бы делать это почаще.
Я хотела было встать и немного пройтись, потому что отсидела себе
ноги. Но Клара потребовала, чтобы я продолжала еще некоторое время делать
это упражнение.
Я покачивалась из стороны в сторону, стараясь как можно яснее
чувствовать эту едва ощутимую горизонтальную линию, но это мне не
удавалось. Однако мне удалось остановить обычный поток мыслей. Прошло,
наверное, около часа, а я все сидела в полной тишине, не думая ни о чем.
Вокруг нас стрекотали кузнечики и шелестели листья, но ветер больше не
приносил никаких других голосов. В течение некоторого времени я
прислушивалась к лаю Манфреда, который доносился из комнаты в доме. Затем,
будто повинуясь незаметной команде, мысли вновь хлынули в мою голову.
Только теперь я осознала, что до этого их совсем не было, и подумала,
насколько приятно это их отсутствие. Мои ерзания, должно быть, послужили
для Клары сигналом к тому, что можно продолжить беседу.
- Голос духа приходит ниоткуда, - заговорила она. - Он исходит из
бездн молчания, из мира не-бытия. Этот голос можно слышать только тогда,
когда в душе царят полное спокойствие и гармония.
Она объяснила, что две противоборствующие силы мужская и женская,
свет и тьма, положительное и отрицательное - должны поддерживаться в
равновесии, и тогда откроется отверстие в окружающей нас энергии, через
которое наше осознание может выскользнуть наружу. Именно через это
отверстие в окружающей энергии дух может проявить себя.
- Равновесие - это то, к чему мы стремимся, - продолжала она. - Оно
не просто подразумевает присутствие обеих сил в равной пропорции. Оно
означает также и то, что когда соблюдена это пропорция, образуется какая-
то новая гармоническая комбинация, которая приобретает собственный импульс
и начинает жить своей жизнью.
Клара во тьме внимательно изучала мое лицо. Я чувствовала, что она
ищет в нем признаки понимания. Не найдя таковых, она произнесла почти
издевательским тоном:
- Мы еще не столь умны, не правда ли?
Я почувствовала, как от ее замечания все мое тело сжалось. Я сказала,
что никогда в моей жизни никто не упрекал меня в недостатке ума. Мои
родители и учителя в один голос хвалили меня, как одну из лучших учениц в
классе. Когда речь шла о получении итоговых отметок, я училась так
настойчиво, что едва не заболевала, и все потому, что хотела, чтобы моя
успеваемость была лучше, чем у братьев.
Клара вздохнула и терпеливо выслушала продолжительные рассуждения, с
помощью которых я пыталась доказать свою разумность. Прежде чем я смогла
истощить все свои доводы в пользу ее неправоты, она уступила:
- Да, ты умна, но все, о чем ты говоришь, относится к миру
повседневной жизни. Здесь ты не просто умна, но и настойчива,
сообразительна и трудолюбива. Ты согласна?
Мне пришлось согласиться с ней, несмотря на то, что мой рассудок
говорил мне, что если бы я и впрямь была такой, как она сказала, мне бы не
приходилось так много заниматься.
- Но для того, чтобы быть умной в моем мире, объяснила Клара, - ты
должна научиться концентрировать внимание, сосредоточиваться на любой
конкретной вещи или абстрактном проявлении.
- О каких абстрактных проявлениях ты говоришь, Клара? - спросила я.
- Вот, например, отверстие в энергетическом поле, которое окружает
нас, - это абстрактное проявление, ответила она. - Но не надейся увидеть
или почувствовать его так же, как ты видишь или чувствуешь конкретные
вещи. Здесь нужен несколько иной тип восприятия.
Клара подчеркнула, что для сосредоточения внимания на каком-либо
абстрактном проявлении мы должны научиться спонтанно соединять известное с
неизвестным. Подобным образом мы получаем возможность использовать разум и
в то же время быть независимыми от него.
Затем Клара предложила мне встать и немного пройтись.
- Теперь, когда стемнело, попробуй ходить, не глядя на землю, -
сказала она. - Но делай это не как сознательное упражнение, а как
магическое неделание.
Я хотела было спросить ее, что она называет