на том, чтобы я присоединилась к ним. Они уверяли меня, что все
будет хорошо.
На свадьбе я встретила бывшего священника-иезуита, который был
антропологом-любителем. Мы проговорили с ним много часов подряд. Я
рассказала ему о своем интересе к антропологическим изысканиям. Как будто
ожидая от меня этого, он начал излагать спорные мнения о народных
целителях, раскрывая социальную роль, которую они играли в своем
окружении.
Я не упоминала целителей или целительство вообще, как возможное
направление моих изысканий, хотя они и стояли для меня на первом плане.
Вместо чувства радости, что он, казалось бы, следует моим сокровенным
желаниям, я начала опасаться, что стою на грани срыва. Когда же он сказал,
что мне не следует посещать городок Сортес, хотя его и принято считать
центром спиритизма в западной Венесуэле, я почувствовала, что он мне
надоел до чертиков. Он, казалось, предвосхищал каждый мой шаг. Это был
именно тот городок, куда я собиралась съездить, если не случится
чего-нибудь еще.
Я вполне оправдала себя и уже собиралась покинуть священника, когда
он довольно крикливым тоном сказал, что мне нужно серьезно подумать о
поездке в Курмину, в северную Венесуэлу, где я могла бы найти
феноменальную удачу, так как город был новым и истинным центром спиритизма
и знахарства.
- Я не понимаю, как и откуда, но я знаю, что ты до смерти хочешь
встретиться с ведьмами Курмины, - сказал он сухим деловым тоном.
Он взял кусок бумаги и начертил карту области. Затем отметил точные
расстояния в километрах от Каракаса до разных мест, где, как он говорил,
жили спириты, маги, ведьмы и знахари. Он уделил особое внимание имени
Мерседес Перальты. Совершенно бессознательно он выделил его, сначала
окружив его, а затем начертив вокруг него жирной линией квадрат.
- Она спиритуалистка, ведьма и знахарка, - сказал он, улыбаясь мне. -
ты, наверное, захочешь повидать ее?
Я знала, о ком он говорит. Под руководством Флоринды я встречалась и
сотрудничала со спиритами, магами, ведьмами и знахарями Северной Мексики и
среди латинского населения Южной Калифорнии. С самого начала Флоринда дала
мне их классификацию. Спириты являются практиками, которые умоляют души
святых или чертей заступиться за них, а в некоторых случаях - за их
пациентов. Их функция заключается в том, чтобы войти в контакт с духами и
истолковать их советы. Советы даются посредством встреч, на которые
вызывают духов. Маги и ведьмы являются практиками, которые влияют на своих
пациентов непосредственно. С помощью знания оккультных наук они
прикладывают неизвестные и непредсказуемые элементы к двум типам людей,
которые приходят посмотреть на них. Это пациенты, ищущие помощи, и
клиенты, жаждущие взглянуть на магические дела. Целители являются
практиками, которые стремятся исключительно к восстановлению здоровья и
благополучия.
Флоринда подстраховалась, она включила в эту классификацию все
возможные классификации этих трех.
В шутливой форме, но со всей серьезностью, она утверждала, что в
вопросе восстановления здоровья я предрасположена верить, что незападные
методы менее эффективны, чем медицина запада. Она пояснила, что я
ошибаюсь, не понимая, что лечение зависит от практикующего лечение, а не
от знания тела. Она утверждала, что незападных методов лечения, как
отдельной вещи, нет, поскольку лечение, в отличие от медицины, не является
оформленной дисциплиной. Флоринда шутила надо мной, высмеивая мой
предрассудок верить в то, что если пациент вылечился с помощью
лекарственных растений, массажа или магических заклинаний, то либо болезнь
была психосоматической, либо лечение было результатом везения, счастливой
случайности, к которой сам практик не имеет никакого отношения.
Флоринда была убеждена, что человек, который удачно восстанавливает
здоровье, будь он доктор или народный целитель, является тем, кто может
изменять фундаментальные ощущения тела о себе и своих связях с миром - то
есть тот, кто предоставляет свой ум и тело новым возможностям, при помощи
которых могут быть сломаны привычные формы шаблонов, которым тело и ум
приучены подчиняться.
Флоринда долго смеялась, когда я выразила искреннее удивление,
выслушав подобные мысли, бывшие в то время для меня революционными.