Патриция Гарфилд

Сновидения (Часть 1)

Когда процесс обсуждения снов за завтраком закончен, многие

члены семьи отправляются на совет деревни. Здесь серьезная

работа по обсуждению снов продолжается. Мужчины, юные

мальчики и некоторые женщины делятся своими сновидениями с

большой группой соплеменников. Они обсуждают значение

каждого символа и каждой ситуации сновидения. Все члены

совета высказывают свое впечатление или мнение. Те, кто

согласится со значением сновидения, одобрят его как

групповой проект. Сенои определяют большинство действий дня

интерпретацией и решениями, которые возникают при их

коллективном обсуждении сновидений. Взрослые помогают детям

сделать художественные или механические вещи, привнесенные

ими из сна. Некоторые члены совета работают над костюмами,

изображениями, постановкой танцев и разучиванием песен,

которые они слышали или видели во сне. День, в основном,

проводится в действиях, инспирированных сновидениями. К ночи

все удаляются ко сну, чтобы вновь видеть сновидения и жить

другой, руководимой этими сновидениями жизнью. Ясно, что

сенои, даже в большей степенью, чем американские индейцы,

придают значение своим снам и взамен получают счастливые

сны.

Сенои - это большие первобытные племена [1], теперь

насчитывающие около 12 тысяч человек, живут в нагорных

джунглях Малайзии. Они являются одной из трех больших

живущих на полуострове группировок аборигенов, которые в

Малайзии называются Оранж-Асли. Они не столь первобытны, как

негритосы, но и не столь цивилизованы, как прото-малайские

группы. Все три группы более примитивны, чем современное

малайзийское и китайское населения полуострова, и

относительно изолированы.

Сенои - высокие , изящные, светло-коричневые люди с

чудесными вьющимися волосами. Они живут обширными фамильными

союзами в общих домах, которые строятся на пять-шесть лет.

Каждая семья имеет свою жилую секцию и готовит пищу

самостоятельно. Дома объединяются в деревню с общим

центром-улицей. Жители деревни работают совместно на

расчищенной в джунглях территории, собирая урожай тыквы,

ямса, бананов, риса и маниоки. Почва плодородна, так что

пропитаться достаточно легко. Они стоят на одном месте,

покуда земля плодоносит, затем передвигаются в другое место.

Джунгли столь плотно обрастают деревьями, кустарниками и

ползучими растениями, диким виноградом и папоротниками, что

иногда невозможно пройти без ножа. И даже животные вынуждены

ходить лишь по хорошо протоптанным тропам в некоторых

местах. Исследователи же предпочитают пользоваться

вертолетом и катером. Тот, кто соприкасается с животным или

насекомым миром джунглей, постоянно находится под угрозой

заболевания малярией. Сенои же обладают природным

иммунитетом к малярии. Один исследователь рассказал мне,

когда я посетила Малайзию в 1974 году, что его болезнь была

подобно чему-то вроде 'ночи музыки и танцев джунглей'. Что

касается меня, то я вряд ли могла бы с этим согласиться.

Сенои в основном вегетарианцы, но иногда охотятся на

животных в джунглях при помощи трубки с отравленными

стрелами. Они ловят рыбу, кроша о скалы, выступающие из

воды, плод, сок которого, растекаясь по поверхности,

приманивает рыбу так, что ее можно легко поймать руками.

Они украшают свои бамбуковые лодки изображениями,

выжигаемым огнем. Они - музыкальный народ, играют на лютне,

носовой флейте и сопровождают свое пение боем барабана. Их

понятия о нотах просты - они различают только четыре

долготы: первая, вторая, третья и 'большая', когда имеется в

виду общность четвертой и пятой. Сенои, живущие на краю

джунглей, заимствуют некоторые 'цивилизованные' обычаи от

малайзийской народности, проживающей недалеко, но они все же

остаются народом, далеким от цивилизации в нашем

интеллектуальном, научном и материальном понимании.

'Цивилизованный' - это относительное понятие, конечно. Хотя

мы далеко превзошли сеноев в материальном плане, они имеют

большое преимущество перед нами в других отношениях. Они уже

достигли того, чего мы тщетно стараемся добиться. Сенои -

культура миролюбивая, жестокость в любом ее проявлении -

вещь для них крайне редкая. Персонал госпиталя для

аборигенов в Гомбаке рассказывал мне, когда я посетила его в

1972 году, что они никогда