Такпо Таши Намгьял

Махамудра

и заканчивая частью другой. К тому же замена

визуализации, которая фактически означает попадание под власть

неизвестного, или другие отклонения, определенно нанесут вред

практике на весь остаток жизни. Поэтому важно с самого начала

тренировать ум, прочно концентрируясь на [выбранном] объекте.

Если начинающий в течение раннего периода медитации

концентрируется [в каждом сеансе] слишком долго, он будет

побежден вялостью или чувственным возбуждением. У него

сформируется привычка [потворствовать этим ментальным

погрешностям], которую будет трудно изменить. Поэтому следует

медитировать небольшое время много раз в день. Короткое время

делает медитацию безошибочной. Частое ее повторение

увеличивает, так сказать, ее качество. Кроме того,

останавливаясь, когда чувствуешь ясное видение образа, будешь

чувствовать меньшую усталость и сохранять стремление к

медитации. Длинные сеансы могут вызвать умственное раздражение

и уменьшение энтузиазма. Только достигнув продолжительной

концентрации следует постепенно увеличивать длительность

медитации. Только мастерски овладевший концентрацией готов

увеличить продолжительность настолько, чтобы достичь глубокого

погружения. С другой стороны, если сделать короткие медитации

постоянной практикой, ум не только сделает это привычкой, но и

не достигнет природного совершенства.

Заканчивая каждый сеанс медитации, выполняется церемония

посвящения с целью наделения всех чувствующих существ духовными

заслугами, возникшими в результате практики. Медитирующий

торжественно посвящает эти заслуги другим чувствующим существам

для их высшего просветления и искренне выражает свое желание

исполнения этого. Утверждается, что это будет не только

противодействовать в дальнейшем последствиям небрежности, но и

усилит духовные заслуги.

Во время перерыва между сеансами медитирующий участвует в

таких уместных практиках, как контроль чувственных импульсов и

применение моральных предписаний, подобных десяти действиям

дхармы. Они включают простирание и обход [священных храмов],

что рассматривается как средство обретения духовных заслуг. В

практике не может быть реального прогресса, если медитирующий

позволяет уму сбиваться с пути и тем самым пренебрегает

осознанностью и бдительностью в визуализации. Перерывы также

должны посвящаться изучению соответствующего учения и

размышлению о нем, а также регулярному применению в каждом

случае осознанности и бдительности. Также необходимо научиться,

как применять эту процедуру, относящуюся к интервалам, в каждой

медитации, от медитации на непостоянство до медитации махамудры

и видения. Это, однако не включает некоторые специальные методы

овладения созерцанием.

На этом я завершаю рассуждение о подготовительных практиках.


ЧАСТЬ II: ОСНОВНАЯ МЕДИТАЦИЯ МАХАМУДРЫ


СТАДИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УСТАНОВКИ УМА

По поводу системы установления ума великий святой Тилопа

говорит:

В ранней практике ум

Подобен потоку, несущемуся через ущелье.

В середине ум

Подобен тихо текущей реке Гангу.

В конце ум подобен рекам, [соединяющимся с океаном],

Как дочери воссоединяются с матерью.

Применение этого отрывка не ограничивается лишь

спокойствием, но также имеет отношение к начинающему, который

испытывает различные воздействия, начиная с вихря мыслей,

мощного или слабого, вплоть до достижения уровня неразличающего

спокойствия. Эта стадия подобна потоку, пробивающемуся через

узкое ущелье, потому что ум по привычке беспокоен и неустойчив.

Как только медитация становится более искусной, он может в

основном усмирять бурные мысли, или по крайней мере они будут

течь трезвым и спокойным образом, не вызывая препятствий. Он

может обнаружить, что это состояние поддерживать несколько

легче, так как оно подобно мягко текущей реке Гангу. Хотя его

ум остается в основном спокойным, он временами не сможет

успокоить бурные