и заканчивая частью другой. К тому же замена
визуализации, которая фактически означает попадание под власть
неизвестного, или другие отклонения, определенно нанесут вред
практике на весь остаток жизни. Поэтому важно с самого начала
тренировать ум, прочно концентрируясь на [выбранном] объекте.
Если начинающий в течение раннего периода медитации
концентрируется [в каждом сеансе] слишком долго, он будет
побежден вялостью или чувственным возбуждением. У него
сформируется привычка [потворствовать этим ментальным
погрешностям], которую будет трудно изменить. Поэтому следует
медитировать небольшое время много раз в день. Короткое время
делает медитацию безошибочной. Частое ее повторение
увеличивает, так сказать, ее качество. Кроме того,
останавливаясь, когда чувствуешь ясное видение образа, будешь
чувствовать меньшую усталость и сохранять стремление к
медитации. Длинные сеансы могут вызвать умственное раздражение
и уменьшение энтузиазма. Только достигнув продолжительной
концентрации следует постепенно увеличивать длительность
медитации. Только мастерски овладевший концентрацией готов
увеличить продолжительность настолько, чтобы достичь глубокого
погружения. С другой стороны, если сделать короткие медитации
постоянной практикой, ум не только сделает это привычкой, но и
не достигнет природного совершенства.
Заканчивая каждый сеанс медитации, выполняется церемония
посвящения с целью наделения всех чувствующих существ духовными
заслугами, возникшими в результате практики. Медитирующий
торжественно посвящает эти заслуги другим чувствующим существам
для их высшего просветления и искренне выражает свое желание
исполнения этого. Утверждается, что это будет не только
противодействовать в дальнейшем последствиям небрежности, но и
усилит духовные заслуги.
Во время перерыва между сеансами медитирующий участвует в
таких уместных практиках, как контроль чувственных импульсов и
применение моральных предписаний, подобных десяти действиям
дхармы. Они включают простирание и обход [священных храмов],
что рассматривается как средство обретения духовных заслуг. В
практике не может быть реального прогресса, если медитирующий
позволяет уму сбиваться с пути и тем самым пренебрегает
осознанностью и бдительностью в визуализации. Перерывы также
должны посвящаться изучению соответствующего учения и
размышлению о нем, а также регулярному применению в каждом
случае осознанности и бдительности. Также необходимо научиться,
как применять эту процедуру, относящуюся к интервалам, в каждой
медитации, от медитации на непостоянство до медитации махамудры
и видения. Это, однако не включает некоторые специальные методы
овладения созерцанием.
На этом я завершаю рассуждение о подготовительных практиках.
ЧАСТЬ II: ОСНОВНАЯ МЕДИТАЦИЯ МАХАМУДРЫ
СТАДИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УСТАНОВКИ УМА
По поводу системы установления ума великий святой Тилопа
говорит:
В ранней практике ум
Подобен потоку, несущемуся через ущелье.
В середине ум
Подобен тихо текущей реке Гангу.
В конце ум подобен рекам, [соединяющимся с океаном],
Как дочери воссоединяются с матерью.
Применение этого отрывка не ограничивается лишь
спокойствием, но также имеет отношение к начинающему, который
испытывает различные воздействия, начиная с вихря мыслей,
мощного или слабого, вплоть до достижения уровня неразличающего
спокойствия. Эта стадия подобна потоку, пробивающемуся через
узкое ущелье, потому что ум по привычке беспокоен и неустойчив.
Как только медитация становится более искусной, он может в
основном усмирять бурные мысли, или по крайней мере они будут
течь трезвым и спокойным образом, не вызывая препятствий. Он
может обнаружить, что это состояние поддерживать несколько
легче, так как оно подобно мягко текущей реке Гангу. Хотя его
ум остается в основном спокойным, он временами не сможет