по отношению к
проявлениям шести чувств. Ум становится пассивным, почти
бессознательным. Именно эта инертная тишина преодолевает ум,
что похоже не первый случай. Поэтому ум не поддается медитации.
Все эти состояния окутаны невежеством и, как утверждается,
обуславливают животное состояние. По этой причине Ratnavali
говорит:
Глупость в основном сказывается в животном существовании.
Может быть и другой опыт, который несколько отличается от
описанных случаев. Это происходит, когда медитативное
спокойствие состоит из некоей ясности, но поскольку
сопутствующих внимательности и бдительности не хватает для
требуемой кристальной чистоты, такая концентрация не может
представлять однонаправленности добродетельной мысли. Однако
это есть не ложная мысль, а лишь нейтральное состояние.
Подобным образом, ум, установленный в спокойствии без ясной
осознанности и бдительности, без принятия и отклонения,
обязательно должен принадлежать уравновешенному познанию и
таким образом представляет собой нейтрализованный ум.
Деятельность нейтрализованного ума может быть преобразована
обстоятельствами, но все же не обязательно приводит к
определенным результатам. Некоторые люди отождествляют его с
неизменной кармой [плана без форм]. Это не совсем верно.
Разница между ними огромна! В лучшем случае эти два ума могут
стать причиной нераспознающего погруженного состояния.
Возможно, они могут превращаться в источники загрязнения. Если
любое из этих состояний не может быть даже безупречным
погружением четырех уровней концентрации на планах форм или без
форм, оно не может представлять собой медитацию, которой мы
Мысль, отделенная от [сознания] пустотности,
Растворяется и возникает снова
В бессознательном трансе.
Таким образом, это есть причина того, что некоторые небесные
существа настолько погружаются в бессознательный транс, что
сознательные ощущения вместе с сопутствующими факторами
перестают возникать.
Далее, многие медитирующие, которые ощущают чистое сознание
в течение некоторого времени, которое протекает между
предшествующей и последующей мыслью, ошибочно принмают его за
медитацию. Отсутствие определенного осознания прозрения есть
просто нераспознающее состояние, подобное глубокому сну,
бессознательности, оцепенению пьяного, или уму во внезапном
шоке. Даже если такой ум кристаллизуется или становится
устойчивым, это все еще не может быть медитацией,
сфокусированной на внутренней пустотности ума. Медитирующий
может ощутить определенное осознание прозрения, но в отсутсвие
надежного спокойствия это состояние может стать подобным
такому, где ум насильственно подавлен, что делает его легко
восприимчивым к разрыву или раздражению даже слабой мыслью или
явлением. Тогда ему окажется трудным продолжать медитативное
погружение. Это можно рассматривать как медитацию начинающего,
но нельзя считать медитацией на установление внутренней природы
ума. Дже Гампопа дает такую инструкцию:
Когда ум сохраняется установленным, следует поддерживать
состояние неразличения. Но применять и поддерживать
неразличение по отношению к сущностной природе ума означает
демонстрировать непонимание коренного положения дхармы.
Он также говорит:
Некоторые другие [медитирующие] подавляют каждую возникающую
мысль по мере того как они фокусируют ум на неразличающем
состоянии. Они рассматривают это как положительное качество, но
оно не может помочь им продвинуться на пути медитации, так как
это есть состояние 'искалеченного осознания'.
Без поиска определенного осознания прозрения не следует
искать ни одного из следующих медитативных состояний: медитации
в которой (1) ум установлен в блаженстве (2) ум остается тихим
в пустом состоянии без чувства прошлого, настоящего, будущего
или (3) спокойный ум воспринмает ясное состояние с такой