Такпо Таши Намгьял

Махамудра

сравнении с системой сутр,

которая была широко известна в Тибете и [древней] Индии. Наш

способ определения внутренней природы ума похож на способ сутр

установления бессамостности личности. Сутры полагают, что

устойчивое сознание потока жизненных агрегатов составляет

личность; цепляние сознания за понятие вечной и независимой

сущности 'Я' или 'самость' составляет самость личности;

понимание нереальности такой самости представляет собой

бессамостность личности. Подобным образом, наш порядок

медитации устанавливает, что именно ум не только считает

самость вечной и независимой сущностью, но также цепляется за

нее как за 'Я' или 'самость', и что такой ум должен быть

определен как пустой от любой собственной природы. Метод этой

традиции для определения мыслей и явлений похож на метод сутр

для установления бессамостности явлений (dharmanairatmya).

Согласно традиции сутр, самость индивидуума держится за

психофизиологические агрегаты, элементы и т.д. как реальности

[дхармы], цепляется за эти действительные восприятия как

субстанциально реальные. Это есть целяние за самость явлений

(dharmatman). Понимание этих феноменальных реальностей как

пустых от собственной природы означает бессамостность явлений.

Подобным образом, наш порядок медитации устанавливает, что все

категории мысли, обозначенные таким образом умом, и реальность

явлений, такие как внешняя форма, звук и т.д. лишены врожденной

собственной природы.

Тем не менее, [две системы] отличаются последовательностью

определения природы субъекта и объекта. Сутры полагают, что ум,

воспринимающий чувственные объекты, не может быть определен без

предшествующего определения этих объектов. Дхармакирти

подтверждает это:

Не отведя вначале чувственных объектов,

Нельзя устранить [самость].

Арьядева соглашается:

Только восприняв объекты чувств как пустые от самости,

Можно покончить с семенем круговорота существования.

Если бы наша Традиция Медитации следовала подходу сутр, она

могла бы сделать любое последующее определение воспринимающего

ума очень трудным. Поэтому она установила, что определение ума

вначале может легко сделать определение объектов чувств

спонтанным самоосвобождением. Этот процесс аннулирования

[цепляния ума за самость личности] сравнивался Тилопой с

деревом. Если вначале обрезать корни дерева, его листья и ветви

высохнут автоматически. Тот же подход можно найти в жизненных

инструкциях о значении сущностной доктрины [махамудры].

Это завершает обсуждение методов ведения [медитирующих] к

прозрению.




Далее два раздела:

1. Особенности медитации махамудры

2. Стадии реальной медитации


ОСОБЕННОСТИ МЕДИТАЦИИ МАХАМУДРЫ

Первый раздел в общем освещает два пути. Существует быстрый

путь, предписанный для человека с превосходным интеллектом,

хорошо приспособленным к мгновенному просветлению. Вначале он

должен овладеть доктриной воззрения на реальность [через

аналитическое прозрение и] через прояснение сомнений и

уклонений. Затем он полностью концентрируется на видении

реальности [установленном через мудрость]. Далее, есть

постепенный путь, который предназначен для человека со средним

или низким интеллектом, приспособленным к постепенному

просветлению. Он должен вначале овладеть медитацией на

внутреннем покое, а затем пытаться достить аналитического

прозрения.

Такие учителя, как славные Сараха, Шавари, Индрабодхи,

Тилопа, Майирипа и другие изложили учения, подходящие для людей

с превосходным интеллектом. Учения для среднего интеллекта даны

в таких трактатах, как поучения Майтрейи, трактаты по бхуми

(Sade), Bhavanakrama Камаласилы, Prajnaparamitopadesa Шантипы.

В Тибете некторые из древних учителей линии Кадампы

поддерживали традицию медитации на квинтэссенции реальности.

Они получили эту медитацию от почтенного Атиши, который в свою

очередь получил ее