Буддхадатта

Трактат о подразделении RUPA и ARUPA

т.е. соответсвующем взгляде, звуке,

запахе, вкусе, прикосновении и конкретном ментальном объекте

Dhammarammana.


III. Четыре типа Arupacavara-Kusala-Citta или морального

сознания (на уровне) Arupacavara

1. Моральное сознание (в сфере без форм), погруженное в

бесконечность пространства (с великим) достижением.

2. Моральное сознание (в сфере без форм), погруженное в

бесконечность сознания (с великим) достижением.

3. Моральное сознание (в сфере без форм), погруженное в Ничто

(с великим) достижением.

4. Моральное сознание (в сфере без форм), где нет ни

восприятия, ни

(великого) достижения - это называется четырьмя типами

морального сознания в сфере без форм (на уровне) Arupavacara.

Основываясь или не основываясь на сердце, в сопровождении

безразличия и в сочетании со знанием, будучи моральным, а также

реально медитативным на первой Arupa Jhana, причем

бесконечность пространства и сознания в пространстве происходит

из кругов (земли, воды, огня, воздуха, голубого, желтого,

красного, белого, пространства и света) объектов (в состоянии

пустотности), возникает моральное сознание, пребывающее в

пустотности.


IV. Четыре типа Lokuttara-Kusala-Citta или морального

сверхмирского или трансцендентального сознания

1. (Сверхмирское) сознание, принадлежащее пути или потоку

достижения, где (ложное) воззрение и смущение полностью

разрушены, т.е. сознание, где ложное воззрение и смущение

неспособны возникнуть вновь благодаря практике Bodhi-pakkiya

Dhamma, такой как Saddha, Sati, Vriya, Samadhi, Panna и т.д.,

достигает потока, ведущего к нирване. Можно заметить, что пять

типов Akusala Citta, т.е. четыре типа Lobhamula-Citta в

сочетании с ложным воззрением и один тип Momuha-Citta в

сочетании со смущением или замешательством, ни при каких

обстоятельствах уже не возникнут для Победителя Потока.

2. (Сверхмирское) сознание, принадлежащее пути возвращения один

раз, где чувство-желание и ненависть затухли, т.е. Lobhamula-

Citta, отделенная от ложного воззрения, а Patigha-Citta или

недоброжелательное сознание ослабли благодаря интенсивной

практике добрых дел начиная с Saddha, достигает более высокого

уровня.

3. (Сверхмирское) сознание, принадлежащее пути невозвращения,

где чувство-желание и ненависть вырваны с корнем, т.е.

Lobhamula-Citta, отделенная от ложного воззрения и Patigha-

Citta полностью отсутствуют благодаря интенсивной практике

добрых дел начиная с Saddha в состоянии невозвращающегося,

который не возвращается в камалоку.

4. (Сверхмирское) сознание, принадлежащее пути архатства, где

привязанность к сфере форм, самомнение, отвлечение ума и

невежество - эти пять (типов) пут Uddhambhagiyani (или

последние пять, т.е. Ruparaga, Aruparaga, Mana, Uddhacca,

Avijja) полностью разрушены (и тем самым достигается архатство

или окончательная стадия святости) -

это называется четырьмя типами морального сознания на

сверхмирском или трансцендентальном (уровне).

Среди этих четырех (типов) сверхмирского или

трансцендентального морального сознания превый основывается на

сердце; другие три возникают, основываясь или не основываясь на

сердце, будучи правильно соединенными со знанием и затем

моральными, а также медитативными и получив наконец нирвану как

опору, именуемые 'Освобождение, (достигаемое медитацией) на

отсутствие души (Anatta)', т.е. лишенное жажды, ненависти,

неведения или от всех обусловленных вещей, что не обязательно

означает пустотность и свободное от десяти оков, т.е.

Sakkayaditthi, Vickiccha, Silabbaparamasa, Kamacchanda,

Vyapada, Puparaga, Aruparaga, Mana, Uddhacca, Avijja;

'Освобождение, (достигаемое медитацией) на непостоянство

(Anicca)', т.е. свободное от всех признаков всех обусловленных

вещей; 'Освобождение, (достигаемое медитацией) на страдание

(Dukha)', т.е. свободное от страстного желания