что обычно мы начинаем с
того состояния, когда есть 'я'.
Кришнамурти: Нет, я пользуюсь словами осторожно. Медитация означает
меру.
Бом: Да.
Кришнамурти: До тех пор, пока существует измерение, которое есть
становление, нет медитации. Давайте выразим это иначе.
Бом: Да. Мы можем обсуждать то, что не является медитацией.
Кришнамурти: Верно. Через отрицание проявляется нечто другое.
Бом: Ибо, если мы преуспеем в отрицании всей той деятельности, которая
не является медитацией, то перед нами как раз и будет медитация.
Кришнамурти: Совершенно верно .
Бом: Я имею в виду то, что считается медитацией, но на самом деле ею не
является.
Кришнамурти: Да, это очень ясно. До тех пор, пока существует измерение,
которое является становлением, кото-рое есть процесс мысли, медитации или
безмолвия не может быть.
Бом: Является ли это ненаправленным вниманием разу-ма?
Кришнамурти: Внимание - это разум.
Бом: А он контактирует с мозгом, не так ли?
Кришнамурти: Да. До тех пор, пока мозг безмолвствует, разум с ним в
контакте.
Бом: Иными словами, истинное внимание имеет контакт с мозгом, только
когда мозг спокоен.
Кришнамурти: Когда он безмолвен и имеет пространст-во.
Бом: Что значит пространство?
Кришнамурти: Мозг сейчас не имеет никакого простран-ства, потому что он
занят собой, запрограммирован, эгоцен-тричен и ограничен.
Бом: Да. Разум пребывает в своем пространстве; и вот, имеет ли мозг
также свое пространство? Ограниченное про-странство?
Кришнамурти: Разумеется. Мысль имеет ограниченное пространство.
Бом: Но когда мысль отсутствует, имеет ли мозг свое пространство?
Кришнамурти: Да. Мозг имеет пространство.
Бом: Неограниченное?
Кришнамурти: Нет. Только разум имеет неограниченное пространство. Мой
мозг может быть спокоен в отношении проблемы, которую я обдумываю, и вдруг я
говорю: 'Пре-красно, я не буду больше об этом думать', и тогда существует
определенное пространство. В этом пространстве разрешает-ся проблема.
Бом: А вот если мозг спокоен, если он не думает над проблемой, то
пространство, хотя и ограниченное, открыто для...
Кришнамурти: ... для другого.
Бом: ... для внимания. Не хотели бы вы сказать, что через внимание, или
при внимании разум контактирует с мозгом?
Кришнамурти: Когда мы не можем сказать, что мозг невнимателен.
Бом: И что тогда происходит с мозгом? Кришнамурти: Что происходит с
мозгом, который до-лжен действовать? Давайте выразим это яснее. Мы говорили,
что разумность происходит из сострадания и любви. Эта разумность
проявляется, когда мозг спокоен.
Бом: Да. А через внимание она проявляется? Кришнамурти: Конечно.
Бом: Таким образом, внимание, похоже, означает кон-такт.
Кришнамурти: Естественно. Мы говорили также, что внимание возможно
только тогда, когда нет 'я'.
Бом: Вы говорите, что любовь и сострадание - это основа, от которой
благодаря вниманию приходит разумность. Кришнамурти: Да, она действует через
мозг. Бом: Итак, имеется два вопроса: один -- о природе этой разумности, а
другой -- о том, как она относится к мозгу.
Кришнамурти: Да, давайте посмотрим. Мы снова долж-ны применить
негативный подход. Любовь не является ревностью и прочим. Любовь не является
личной, но она может быть и личной.
Бом: Тогда это не то, о чем вы говорите. Кришнамурти: Любовь -- это не
моя страна, не ваша страна или 'Я люблю моего бога'. Это не любовь.
Бом: Поскольку она от универсального разума....
Кришнамурти: Поэтому я говорю, что любовь не имеет отношения к мысли.
Бом: И она не берет начало, не зарождается в отдельном мозгу.
Кришнамурти: Такая любовь раскрывается в сострада-нии и разумности.
Бом: Эта разумность способна глубоко понимать?
Кришнамурти: Нет, не 'понимать'.
Бом: Что же она делает? Она воспринимает?
Кришнамурти: Она действует через восприятие.
Бом: Восприятие чего?
Кришнамурти: Теперь давайте поговорим о восприятии. Восприятие возможно
только тогда, когда к нему не приме-шивается мысль. Когда нет помех от
движения мысли, существует восприятие, которое является интуитивным
виде-нием проблемы, видением всей сложности человеческого бытия.
Бом: Исходит ли восприятие из разума?
Кришнамурти: Исходит ли восприятие из разума? - Да. Когда мозг спокоен.
Бом: Но мы