Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

что обычно мы начинаем с

того состояния, когда есть 'я'.

Кришнамурти: Нет, я пользуюсь словами осторожно. Медитация означает

меру.

Бом: Да.

Кришнамурти: До тех пор, пока существует измерение, которое есть

становление, нет медитации. Давайте выразим это иначе.

Бом: Да. Мы можем обсуждать то, что не является медитацией.

Кришнамурти: Верно. Через отрицание проявляется нечто другое.

Бом: Ибо, если мы преуспеем в отрицании всей той деятельности, которая

не является медитацией, то перед нами как раз и будет медитация.

Кришнамурти: Совершенно верно .

Бом: Я имею в виду то, что считается медитацией, но на самом деле ею не

является.

Кришнамурти: Да, это очень ясно. До тех пор, пока существует измерение,

которое является становлением, кото-рое есть процесс мысли, медитации или

безмолвия не может быть.

Бом: Является ли это ненаправленным вниманием разу-ма?

Кришнамурти: Внимание - это разум.

Бом: А он контактирует с мозгом, не так ли?

Кришнамурти: Да. До тех пор, пока мозг безмолвствует, разум с ним в

контакте.

Бом: Иными словами, истинное внимание имеет контакт с мозгом, только

когда мозг спокоен.

Кришнамурти: Когда он безмолвен и имеет пространст-во.

Бом: Что значит пространство?

Кришнамурти: Мозг сейчас не имеет никакого простран-ства, потому что он

занят собой, запрограммирован, эгоцен-тричен и ограничен.

Бом: Да. Разум пребывает в своем пространстве; и вот, имеет ли мозг

также свое пространство? Ограниченное про-странство?

Кришнамурти: Разумеется. Мысль имеет ограниченное пространство.

Бом: Но когда мысль отсутствует, имеет ли мозг свое пространство?

Кришнамурти: Да. Мозг имеет пространство.

Бом: Неограниченное?

Кришнамурти: Нет. Только разум имеет неограниченное пространство. Мой

мозг может быть спокоен в отношении проблемы, которую я обдумываю, и вдруг я

говорю: 'Пре-красно, я не буду больше об этом думать', и тогда существует

определенное пространство. В этом пространстве разрешает-ся проблема.

Бом: А вот если мозг спокоен, если он не думает над проблемой, то

пространство, хотя и ограниченное, открыто для...

Кришнамурти: ... для другого.

Бом: ... для внимания. Не хотели бы вы сказать, что через внимание, или

при внимании разум контактирует с мозгом?

Кришнамурти: Когда мы не можем сказать, что мозг невнимателен.

Бом: И что тогда происходит с мозгом? Кришнамурти: Что происходит с

мозгом, который до-лжен действовать? Давайте выразим это яснее. Мы говорили,

что разумность происходит из сострадания и любви. Эта разумность

проявляется, когда мозг спокоен.

Бом: Да. А через внимание она проявляется? Кришнамурти: Конечно.

Бом: Таким образом, внимание, похоже, означает кон-такт.

Кришнамурти: Естественно. Мы говорили также, что внимание возможно

только тогда, когда нет 'я'.

Бом: Вы говорите, что любовь и сострадание - это основа, от которой

благодаря вниманию приходит разумность. Кришнамурти: Да, она действует через

мозг. Бом: Итак, имеется два вопроса: один -- о природе этой разумности, а

другой -- о том, как она относится к мозгу.

Кришнамурти: Да, давайте посмотрим. Мы снова долж-ны применить

негативный подход. Любовь не является ревностью и прочим. Любовь не является

личной, но она может быть и личной.

Бом: Тогда это не то, о чем вы говорите. Кришнамурти: Любовь -- это не

моя страна, не ваша страна или 'Я люблю моего бога'. Это не любовь.

Бом: Поскольку она от универсального разума....

Кришнамурти: Поэтому я говорю, что любовь не имеет отношения к мысли.

Бом: И она не берет начало, не зарождается в отдельном мозгу.

Кришнамурти: Такая любовь раскрывается в сострада-нии и разумности.

Бом: Эта разумность способна глубоко понимать?

Кришнамурти: Нет, не 'понимать'.

Бом: Что же она делает? Она воспринимает?

Кришнамурти: Она действует через восприятие.

Бом: Восприятие чего?

Кришнамурти: Теперь давайте поговорим о восприятии. Восприятие возможно

только тогда, когда к нему не приме-шивается мысль. Когда нет помех от

движения мысли, существует восприятие, которое является интуитивным

виде-нием проблемы, видением всей сложности человеческого бытия.

Бом: Исходит ли восприятие из разума?

Кришнамурти: Исходит ли восприятие из разума? - Да. Когда мозг спокоен.

Бом: Но мы