в пространст-ве и тишине.
Бом: Он существует в пространстве и тишине, в про-странстве разума. Оно
не похоже вот на это пространство?
Кришнамурти: Нет. И потому мы сказали, что простран-ство разума не
создано мыслью.
Бом: Да, а может ли ум, когда он в тишине, восприни-мать это
пространство, быть в контакте с ним?
Кришнамурти: Не воспринимать. Давайте посмотрим. Вы спрашиваете, может
ли разум быть воспринимаем моз-гом?
Бом: Или, по крайней мере, чтобы мозг как-то осозна-вал..., чтобы было
какое-то осознание, ощущение.
Кришнамурти: Мы отвечаем 'да' - посредством медита-ции. Не хотелось бы
пользоваться этим словом.
Бом: Я ничего не имею против.
Кришнамурти: Видите ли, трудность тут в том, что когда вы употребляете
слово 'медитация', это обычно понимается так, что всегда есть медитирующий,
который медитирует. Истинная медитация -- это не осознаваемый, а
бессознатель-ный процесс.
Бом: Как же тогда вы можете сказать, что происходит медитация, если она
бессознательна?
Кришнамурти: Она происходит, когда мозг спокоен.
Бом: Вы считаете, что сознание включает в себя всякое движение мысли,
всякое чувство, желание, волю и все, что этому сопутствует?
Кришнамурти: Да.
Бом: Но существует ведь все же какое-то осознание этого, не правда ли?
Кришнамурти: О, да. Это зависит от того, что вы назы-ваете осознанием.
Осознание чего?
Бом: Возможно, осознание чего-то более глубокого - не знаю.
Кришнамурти: И снова, когда вы говорите 'более глубо-кого', - то эти
слова означают измерение. Я этими словами не пользуюсь.
Бом: Хорошо, не будем ими пользоваться. Но, видите ли, существует род
бессознательного, которое мы просто не сознаем. Человек может не сознавать
некоторых своих про-блем, конфликтов.
Кришнамурти: Давайте несколько углубимся в это. Если я что-то делаю
сознательно, то это - деятельность мысли.
Бом: Да, это мысль, размышляющая о самой себе.
Кришнамурти: Правильно, это деятельность мысли. Так вот, если я
сознательно медитирую, занимаюсь практикой, проделываю всю эту бессмыслицу,
то я заставляю мозг приспосабливаться к другому ряду стереотипов.
Бом: Да, это опять становление.
Кришнамурти: Опять становление, верно.
Бом: Вы стараетесь стать лучше.
Кришнамурти: Становление не ведет к просветлению. Не может кто-то быть
просветленным, если я могу употребить это слово, говоря о тех, кто
собирается стать своего рода гуру.
Бом: Но, думается, очень трудно передать словами состояние, которое не
сознается.
Кришнамурти: Это так. В этом есть трудность.
Бом: Это не значит быть абсолютно без сознания. Если человек без
сознания, он полностью выключается, но вы не это имеете в виду.
Кришнамурти: Разумеется, не это!
Бом: Или когда он под наркозом, или...
Кришнамурти: Нет, давайте выразим это таким образом:
сознательная медитация, сознательная деятельность по кон-тролю мысли,
освобождение себя от обусловленности -- это не свобода.
Бом: Да, это думаю, ясно, но совершенно неясно, как передать что-то
еще.
Кришнамурти: Подождите. Вы хотите рассмотреть со-стояние по ту сторону
мысли.
Бом: Или когда мысль безмолвна.
Кришнамурти: Тиха, безмолвна. Что за слова вы выби-раете?
Бом: Прекрасно. Я предлагаю слово 'осознание'. А что скажете вы о слове
'внимание'?
Кришнамурти: 'Внимание' мне кажется лучше. Вы хотели бы сказать, что
внимание предполагает отсутствие центра, 'я'?
Бом: Но вы ведь хотите обсуждать не тип внимания. Существует обычное
внимание, которое мы проявляем, когда нас что-то интересует.
Кришнамурти: Внимание - это не концентрация.
Бом: Мы рассматриваем такое внимание, в котором отсутствует 'я', в
котором нет обусловленной деятельности.
Кришнамурти: Нет деятельности мысли. Во внимании нет места для мысли.
Бом: Да, но можем мы сказать больше? Что вы понимаете под вниманием? Не
будет ли нам полезно проследить проис-хождение этого слова? Оно означает
растягивание ума - это нам не поможет?
Кришнамурти: Нет. Может ли это помочь, если мы говорим, что
концентрация - это не внимание? Усилие - не внимание. Когда я делаю усилие,
чтобы быть внимательным, то это -- не внимание. Внимание может проявиться
только тогда, когда 'я' отсутствует.
Бом: Да, но получается замкнутый круг, потому