не является ограниченным?
Кришнамурти: Верно. Только я не хочу пользоваться словом
'ограниченный'.
Бом: Но оно подразумевается. Это пространство - не в природе
ограниченного бытия.
Кришнамурти: Да. Оно не ограничено психикой.
Бом: Но все же чем-то оно ограничено?
Кришнамурти: Нет. Так вот, может ли этот мозг, со всеми его
обусловленными клетками, могут ли эти клетки полностью измениться?
Бом: Мы часто говорили об этом. И отнюдь не бесспорно то, что все
клетки обусловленны. Некоторые люди считают, например, что используется лишь
небольшая часть клеток, а остальные клетки просто бездействуют, дремлют.
Кришнамурти: Почти совсем не используются или из-редка едва
затрагиваются.
Бом: Едва затрагиваются время от времени. Но обуслов-ленные клетки все
же каким-то образом оказывают преобла-дающее воздействие на нынешнее
сознание.
Кришнамурти: Да. Могут ли эти клетки быть изменены?
Бом: Да.
Кришнамурти: Мы говорим, что они могут быть измене-ны через озарение;
озарение -- вне времени, оно -- не результат памяти, предчувствия, желания,
или надежды. Оно не имеет ничего общего с временем и мыслью.
Бом: Да. А не происходит ли озарение от разума? Имеет ли оно ту же
природу, что и разум? Является ли оно проявлением разума?
Кришнамурти: Да.
Бом: Следовательно, вы утверждаете, что разум может действовать в
веществе мозга.
Кришнамурти: Да, мы об этом уже говорили.
Бом: Но, видите ли, вопрос о том, как разум способен действовать в
веществе, -- вопрос трудный.
Кришнамурти: Разум способен воздействовать на мозг. Возьмем, к примеру,
какой-либо кризис или проблему. Проблема, как вы знаете, это 'нечто,
брошенное в вас'. И вы встречаете ее со всеми воспоминаниями прошлого, с
пред-убеждениями и так далее. И по этой причине проблема вырастает и
множится. Вы можете разрешить отдельную проблему, но при самом ее разрешении
возникают другие проблемы, как это происходит в политике и т.д.. А чтобы
подойти к проблеме, воспринимать ее без каких-либо воспо-минаний прошлого,
без вмешательства мысли и ее образов...
Бом: Это предполагает, что восприятие также идет от разума....
Кришнамурти: Да, верно.
Бом: Не считаете ли вы, что мозг -- это своего рода инструмент разума?
Кришнамурти: Инструмент разума, если только мозг не эгоцентричен.
Бом: Всякое обусловливание может быть понято как возбужденное состояние
мозга, которое им самим удержива-ется в зависимости от программы. Это
поглощает все его способности.
Кришнамурти: Всю нашу жизнь, да.
Бом: Мозг, пожалуй, похож на радиоприемник, который может производить
собственный шум, но упорно не хочет принимать ни одного сигнала.
Кришнамурти: Не совсем. Давайте в это немного углу-бимся. Опыт всегда
ограничен. Я могу раздуть этот опыт в нечто потрясающее, а затем открыть
лавку и торговать им, но этот опыт ограничен. И знание также всегда
ограниченно. Этим знанием оперирует мозг. Это знание и есть мозг. А мысль -
это также часть мозга, и она ограниченна. Таким образом, мозг действует в
очень, очень малом пространстве.
Бом: Да. А что же мешает ему действовать в более широком пространстве?
В беспредельном пространстве?
Кришнамурти: Мысль.
Бом: Но мозг, мне кажется, действует, исходит в своем действии из
собственной программы.
Кришнамурти: Да, как компьютер.
Бом: Вы требуете, по существу, чтобы мозг действитель-но соответствовал
разуму.
Кришнамурти: Он может соответствовать только тогда, когда он свободен
от ограничения, от мысли, которая ограни-ченна.
Бом: Таким образом, над ним тогда уже не довлеет программа. Видите ли,
мы все еще ощущаем потребность в программе.
Кришнамурти: Разумеется. Нам она нужна...
Бом: ... по многим причинам. Но происходит ли разум-ность от разума?
Кришнамурти: Да, разумность есть разум.
Бом: Есть разум.
Кришнамурти: Вот в чем мы должны еще разобраться. Поскольку сострадание
тесно связано с разумностью, разум-ность не существует без сострадания. А
сострадание возмож-но только тогда, когда есть любовь, полностью свободная
от воспоминаний, человеческой зависти и пр.
Бом: А сострадание, любовь - это также производное от разума?
Кришнамурти: От разума. Вы не можете быть сострада-тельным, если
испытываете