сознания.
Кришнамурти: Мы снова вернулись к тому утвержде-нию, что с помощью
времени можно изменить сознание. В этом мы сомневаемся.
Бом: Мы подвергли это сомнению, но, говоря о постепен-ном изменении
сознания, сами включаем время и с неизбеж-ностью оказываемся пойманными
иллюзией становления, и мы, по-видимому, уже не способны сознавать то, что
мы делаем.
Кришнамурти: Это так.
Бом: И вот, не вправе ли мы сказать, что даже те ученые, которые
пытаются применять физический, химический или даже структуральный подходы,
все еще находятся в плену иллюзии и стремления с течением времени стать
лучше?
Кришнамурти: Да. Экспериментаторы, психологи и мы сами - все мы
стараемся чем-то стать.
Бом: Да, хотя вначале это может не быть очевидным. Нам может казаться,
что работающие над данной проблемой ученые -- это действительно объективные,
непредубежденные исследователи. Но за этой видимостью просматривается
же-лание стать лучше других, исследующих эту проблему.
Кришнамурти: Стать лучше. Разумеется.
Бом: Ученый не свободен от этого.
Кришнамурти: Именно так.
Бом: А это желание может породить самообман, иллю-зию и так далее.
Кришнамурти: Так где же мы теперь? Любая форма становления является
иллюзией, становление предполагает время, время, требующееся для изменения
психики. Но мы утверждаем, что время тут не нужно.
Бом: Это связано с другим вопросом, касающимся ума и мозга, а именно,
деятельности мозга как сложного физико-химического процесса, происходящего
во времени.
Кришнамурти: Я думаю, что ум - это нечто отдельное от мозга.
Бом: Что значит отдельное? Разве они не контактируют?
Кришнамурти: Отдельное в том смысле, что мозг обус-ловлен, а ум - нет.
Бом: Давайте скажем, что ум сохраняет определенную независимость от
мозга. Даже если мозг обусловлен...
Кришнамурти: ... то ум - нет.
Бом: Ему нет необходимости быть...
Кришнамурти: ... обусловленным.
Бом: На каком основании вы это утверждаете?
Кришнамурти: Давайте начнем не с основания.
Бом: Хорошо, что заставляет вас так утверждать?
Кришнамурти: Пока мозг обусловлен, он не свободен.
Бом: Согласен.
Кришнамурти: А ум свободен.
Бом: Да, это так. Но, видите ли, тот факт, что мозг не свободен,
означает, что он не может свободно, непредубеж-денно вести исследование.
Кришнамурти: Я хотел бы в этом разобраться. Давайте выясним, что такое
свобода, свобода выяснять, свобода иссле-довать. Только в свободе возможно
глубокое прозрение.
Бом: Да, это ясно. Если у вас нет свободы, чтобы исследовать, или вы
предубеждены, то вы ограниченны, вы во власти случайности.
Кришнамурти: Итак, до тех пор, пока мозг обусловлен, его отношения с
умом ограниченны.
Бом: Мы имеем отношение мозга к уму, а также другое отношение,
обратное.
Кришнамурти: Да. А ум, будучи свободным, имеет отношение к мозгу.
Бом: Да. И вот мы говорим, что ум в каком-то смысле свободен, он не
обусловливается мозгом.
Кришнамурти: Верно.
Бом: Какова природа ума? Помещается ли он внутри тела, или он в мозгу?
Кришнамурти: Нет, он не имеет ничего общего с телом или мозгом.
Бом: Имеет ли он отношение к пространству или време-ни?
Кришнамурти: Пространство - подождите! Он должен иметь что-то общее с
пространством и тишиной. Они пред-ставляют собой два фактора...
Бом: Но не время?
Кришнамурти: Не время. Время имеет отношение к мозгу.
Бом: Вы говорите пространство и тишина; а какого рода пространство? Это
не то пространство, в котором мы видим движение жизни?
Кришнамурти: Пространство. Давайте подойдем к этому иначе. Мысль может
выдумывать пространство.
Бом: Перед нами -- пространство, которое мы видим. Но мысль может
выдумывать какое угодно пространство.
Кришнамурти: И пространство между здесь и там .
Бом: Да, пространство, через которое мы движемся, есть путь.
Кришнамурти: Пространство между двумя шумами, двумя звуками.
Бом: Это называется интервалом, интервал между двумя звуками.
Кришнамурти: Да, интервал между двумя шумами. Две мысли. Две ноты.
Бом: Да.
Кришнамурти: Пространство между двумя людьми.
Бом: Пространство между этими стенами.
Кришнамурти: И так далее. Но такое пространство - это не пространство
ума.
Бом: Вы говорите, что оно