так и в физическом
отношении.
Бом: Это главная причина иллюзии.
Кришнамурти: Как можно заставить других все это видеть? У них нет для
этого ни времени, ни сил, нет даже склонности. Они хотят, чтобы их
забавляли. Как заставить 'X' увидеть всю эту целостность так ясно, чтобы он
сказал:
'Прекрасно, теперь я вижу и буду трудиться. Я понимаю свою
ответственность', и все прочее в этом роде. Я думаю, что это трагедия как
тех, кто видит, так и тех, кто не видит.
Броквуд Парк. Англия.
11 июня 1983 г.
ВТОРАЯ БЕСЕДА
Дж.Кришнамурти: Действительно ли все психологи, насколько мы можем это
себе представить, всерьез озабочены будущим человечества? Может быть они
скорее хотят, чтобы человек приспособился к современному обществу? Или стал
выше его?
Д.Бом: Я думаю, большинство психологов хочет, чтобы человек
приспособился к этому обществу, но некоторые из них, видимо, считают, что
человек должен стать выше общества, они хотят изменить сознание
человечества.
Кришнамурти: Может ли сознание человечества быть изменено с течением
времени? Это один из вопросов, которые нам следовало бы обсудить.
Бом: Да, этот вопрос мы уже обсуждали и, полагаю, пришли к пониманию,
что время не имеет отношения к изменению сознания, что это своего рода
иллюзия. Мы рассматривали иллюзию становления.
Кришнамурти: Мы говорили, - не правда ли? - что эволюция сознания -
заблуждение.
Бом: Да, поскольку она рассчитывает на время. Хотя физическая эволюция
заблуждением не является.
Кришнамурти: Не можем ли мы выразить это значитель-но проще -- сказать,
что не существует психологической эволюции или эволюции психики?
Бом: Да. И коль скоро будущее человечества зависит от психики, то,
кажется, было бы неправильно ставить его в зависимость от деятельности во
времени. А тогда перед нами встает вопрос: что делать?
Кришнамурти: Давайте отсюда и начнем. Не следует ли нам вначале
провести разграничение между мозгом и умом?
Бом: Такое разграничение уже сделано, но оно неясно. По этому вопросу
существуют различные взгляды. Один из них - материалистический - утверждает,
что ум - это функция мозга. Другой считает, что ум и мозг - две разные вещи.
Кришнамурти: Да, я думаю, это две разные вещи.
Бом: Но должен быть...
Кришнамурти: ... контакт между ними двумя.
Бом: Да.
Кришнамурти: Отношения между ними.
Бом: Нам нет необходимости как-либо их разграничи-вать.
Кришнамурти: Да. Давайте прежде всего рассмотрим мозг. Я, конечно, не
эксперт в области структуры мозга и всего, что с ним связано. Но можно ведь
воспринимать себя изнутри, можно наблюдать за деятельностью мозга, который
подобен компьютеру, он запрограммирован и программу хранит в памяти.
Бом: Несомненно, большая часть деятельности мозга выглядит именно так,
но нельзя с определенностью сказать, что вся она такова.
Кришнамурти: Да. И мозг обусловлен.
Бом: Да.
Кришнамурти: Обусловлен прошлыми поколениями, обществом, газетами,
журналами, всякого рода деятель-ностью и воздействиями извне. Он обусловлен.
Бом: А что вы подразумеваете под обусловленностью?
Кришнамурти: Мозг запрограммирован; он вынужден приспосабливаться к
определенному шаблону; он постоянно живет в прошлом, видоизменяя его в
настоящее и дальше - в будущее.
Бом: Мы согласны в том, что какая-то часть этой обусловленности полезна
и необходима.
Кришнамурти: Несомненно.
Бом: Но обусловливание, которое детерминирует 'я', понимаете, которое
детерминирует...
Кришнамурти: ... психику. Давайте на некоторое время воспользуемся
таким понятием, как психика, 'я'.
Бом: 'Я', психика - это та самая обусловленность, о которой вы
говорите. Эта обусловленность может быть не только полезной, но и вредной.
Кришнамурти: Да. Акцент на психике, на важности 'я' приносит большой
вред в мире, потому что он несет разделе-ние и тем создает постоянный
конфликт, не только с самим собой, но и с обществом, с семьей и так далее.
Бом: Да. И это также конфликт с природой.
Кришнамурти: С природой, со всем универсумом.
Бом: Мы сказали, что конфликт возникает вследствие разделения,
создаваемого ограниченностью мысли. Мысль ограниченна, ибо она основана на
этой обусловленности, на знании и памяти.