Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

это. Тот, кто страдает, - значительно более

сложное явление, не так ли?

Бом: Согласен.

Кришнамурти: Что такое страдание? Значение этого слова включает в себя

ощущение боли, печали, ощущение себя потерянным, одиноким.

Бом: Мне кажется, что это не просто боль, а какая-то всеохватывающая,

всепроникающая боль. ...

Кришнамурти: Страдание - это потеря, утрата кого-то.

Бом: Или утрата чего-то очень существенного.

Кришнамурти: Да, разумеется. Утрата моей жены, моего сына, брата или

кого-то еще, и отчаянное чувство одиночес-тва.

Бом: Или же тот очевидный факт, что весь мир приходит в такое

состояние.

Кришнамурти: Разумеется. ... Одни войны.

Бом: Как видите, это делает все бессмысленным.

Кришнамурти: Как много страданий принесли войны. И они продолжаются

тысячи лет. Поэтому я говорю, что мы продолжаем оставаться в рамках того же

самого стереотипа, которому уже пять тысяч лет или более.

Бом: Нетрудно увидеть, что жестокость и ненависть, порождаемые войнами,

препятствуют разумности.

Кришнамурти: Безусловно.

Бом: Но некоторые люди почувствовали, что проходя через страдания, они

становятся...

Кришнамурти: ... разумными?

Бом: ... Очищенными, словно побывавшими в плавиль-ной печи.

Кришнамурти: Понимаю. Через страдание вы учитесь. Через страдание ваше

эго исчезает, распадается.

Бом: Да, перестает проявляться, очищается.

Кришнамурти: Но это не так. Люди вынесли огромные страдания, так много

войн, столько слез. А разрушительная сущность правительств? А безработица,

невежество ...

Бом: ... невежество в отношении болезней, страданий, во всем. Но что на

самом деле представляет собой страдание? Почему оно уничтожает разумность

или препятствует ей? Что означает продолжение страдания?

Кришнамурти: Страдание - это потрясение; я страдаю, я испытываю боль,

это сущность, квинтэссенция 'я'.

Бом: Трудность со страданием состоит в том, что оно есть 'я', которое

находится здесь и страдает.

Кришнамурти: Да.

Бом: И это 'я' в каком-то отношении действительно себя жалеет.

Кришнамурти: Мое страдание отличается от вашего страдания.

Бом: Да, оно себя изолирует. Оно создает особого рода иллюзию.

Кришнамурти: Мы не сознаем, что страдание разделяет-ся всем

человечеством.

Бом: Да. Но, положим, мы с вами это сознаем.

Кришнамурти: Тогда я подхожу к вопросу о том, что такое страдание. Оно

не является моим страданием.

Бом: Это важно. Для того, чтобы стала понятной природа страдания, мне

нужно отойти от той идеи, что это мое страдание, потому что до тех пор, пока

я уверен, что это страдание мое, я пребываю в иллюзии по отношению к

проблеме в целом.

Кришнамурти: И никогда не смогу покончить с ним.

Бом: Пребывая в иллюзии, ничего нельзя с ним под-елать. Поэтому, как

видите, нам надо вернуться назад. Почему страдание является страданием

многих? Начнем с моего ощущения, что это именно у меня болит зуб, я понес

утрату, или нечто случилось со мной, а другой человек кажется совершенно

счастливым.

Кришнамурти: Да, счастливым. Но он также страдает по-своему.

Бом: Конечно, в данный момент он этого не сознает, но у него тоже есть

свои проблемы.

Кришнамурти: Страдание является общим для всего человечества.

Бом: Но тот факт, что страдание является общим для всех, еще

недостаточен, чтобы представить себе страдание как нечто единое.

Кришнамурти: Это действительно так.

Бом: Можно ли сказать, что страдание человечества едино, неделимо?

Кришнамурти: Да, именно это я говорю.

Бом: Как и сознание человека?

Кришнамурти: Да, верно.

Бом: Что когда кто-то страдает, все человечество страда-ет.

Кришнамурти: Все дело в том, что мы страдали от начала времен, но так и

не смогли постичь страдание. Мы не перестали страдать.

Бом: Но, полагаю, вы указали причину, по которой мы не смогли постичь

страдание. Она кроется в том, что мы относимся к страданию как к чему-то

личному или касающе-муся малой группы,... а это - иллюзия.

Кришнамурти: Да.

Бом: Но ведь никакая попытка постичь что-либо, исходя из иллюзии, не

может дать результата.

Кришнамурти: Мысль не может разрешить никакой психологической проблемы.

Бом: Поскольку мы можем сказать, что сама мысль разделяет. Мысль

ограниченна и не способна осознать, что страдание