не имеет тут
никакого значения.
Кришнамурти: Никакого значения, и все же он стал чрезвычайно важным.
Становление - это становление 'того, что есть', либо обратного 'тому, что
есть'.
Бом: Да. 'Того, что должно было бы быть'. Если вы считаете, что
становление в смысле самосовершенствования не имеет значения, то...
Кришнамурти: О, самосовершенствование - это нечто крайне уродливое. Мы
утверждаем, что причина тут - движе-ние мысли как времени. Когда мы в
какой-то момент создали психологическое время, все прочие идеалы, ненасилие,
до-стижение какого-то высокого состояния и так далее, стали крайне
иллюзорными.
Бом: Да. Когда вы говорите о движении мысли как времени, мне кажется,
что то время, которое приходит от движения мысли, иллюзорно.
Кришнамурти: Да.
Бом: Мы воспринимаем его как время, но оно - не настоящее время.
Кришнамурти: Именно потому мы задаем вопрос: что такое время?
Бом: Да.
Кришнамурти: Мне требуется время, чтобы дойти отсю-да туда. Мне
понадобится время, если я захочу освоить инженерное искусство. Я должен
изучать его, а это требует времени. Такого же рода движение переносится в
область психического. Мы говорим: 'Мне нужно время, чтобы быть добрым', 'Мне
нужно время, чтобы быть просветленным'.
Бом: Да, из-за этого всегда будет возникать конфликт. Одна часть вас и
другая. Таким образом, когда вы говорите 'Мне требуется время', это движение
создает разделение в психике, между наблюдающим и наблюдаемым.
Кришнамурти: Да, мы говорим, наблюдающий и наблю-даемое.
Бом: А, следовательно, не существует никакого психоло-гического
времени.
Кришнамурти: Верно. Тот, кто получает опыт, кто мыслит, есть мысль.
Мыслящий не существует отдельно от мысли.
Бом: Все, что вы говорите, представляется весьма обос-нованным, но,
думаю, что это до такой степени идет вразрез с традиционным подходом,
которому мы в таких вещах следуем, что людям будет чрезвычайно трудно даже
говорить об этом, а не только по-настоящему понять.
Кришнамурти: Большинство людей как раз хочет спо-койной жизни: 'Ради
Бога, позвольте мне быть таким, какой я есть, оставьте меня в покое!'.
Бом: Но это -- следствие столь серьезного конфликта, что люди, думаю,
предпочтут заранее держаться подальше от опасности.
Кришнамурти: А ведь конфликт существует независимо от того, нравится
нам это или нет. Весь вопрос в том, возможно ли жить жизнью, в которой нет
конфликта?
Бом: Да, этот вопрос включает в себя все, что было сказано.
Первопричиной такого конфликта является мысль, или знание, или прошлое.
Кришнамурти: Тогда возникает вопрос: возможно ли выйти за пределы
мысли?
Бом: Да.
Кришнамурти: Или такой: возможно ли положить конец знанию? Я употребляю
это слово в психологическом значе-нии. ...
Бом: Да. Мы утверждаем, что знание, касающееся мате-риальных объектов,
научное знание будет продолжаться.
Кришнамурти: Именно так. Оно должно продолжаться.
Бом: А не имеете ли вы в виду, что должно прийти к концу и
самопознание?
Кришнамурти: Да.
Бом: С другой стороны, люди считают - и даже вы это говорили, -- что
самопознание очень важно.
Кришнамурти: Самопознание важно, но если мне требу-ется время, чтобы
понять себя, то в конечном итоге я буду познавать себя путем исследования,
анализа, прослеживания всех моих отношений с другими и т.д. - а все это
предполагает время. Я же говорю, что существует другой путь: рассмотре-ние
явления в целом, без употребления времени. Это означа-ет, что наблюдающий
есть наблюдаемое.
Бом: Да.
Кришнамурти: В этом наблюдении не требуется време-ни.
Бом: Не могли бы мы несколько углубиться в это? Я имею в виду, к
примеру, ваши слова о том, что наблюдение не включает в себя времени. Но все
же вы можете вспомнить, что час назад вы были каким-то другим. Так вот, в
каком смысле можем мы говорить, что в наблюдении время отсут-ствует?
Кришнамурти: Время - это разделение, как и мысль - разделение. А потому
мысль есть время.
Бом: Время последовательно разделяется на прошлое, настоящее и будущее.
Кришнамурти: Мысль разделяет. Так что время есть мысль, или мысль есть
время.
Бом: Это отнюдь не следует из того, что вы сказали.
Кришнамурти: Давайте разберемся в этом.
Бом: Да. Видите ли, то, что