Ну, это, пожалуй, требует рассмотрения.
Кришнамурти: Да, нам это надо рассмотреть.
Бом: Почему вы считаете, что знание всегда ограничен-но?
Кришнамурти: Вы как ученый экспериментируете, до-полняете, исследуете.
А после вас другой добавит еще. Таким образом, знание, которое рождается из
опыта, ограниченно.
Бом: Но некоторые люди утверждали, что это не так. Они надеялись
достичь совершенства, или абсолюта, познания законов природы.
Кришнамурти: Законы природы - это не законы челове-ческих существ.
Бом: Не желаете ли вы тогда ограничить дискуссию познанием человека?
Кришнамурти: Разумеется, это все, о чем мы можем говорить.
Бом: Даже в том случае, если речь идет о возможности такого же познания
природы.
Кришнамурти: Да. Мы говорим о будущем человечества.
Бом: Таким образом, мы утверждаем, что человек не может достичь
неограниченного познания психики?
Кришнамурти: Совершенно верно.
Бом: Всегда преобладает то, что неизвестно.
Кришнамурти: Да. Неизвестного всегда оказывается все больше и больше.
Так что если мы однажды допустили, что знание ограниченно, то и мысль
ограниченна.
Бом: Да, мысль зависит от знания, а знание не охваты-вает всего.
Вследствие этого мысль не способна охватывать все, что происходит.
Кришнамурти: Правильно. Но именно это пытаются делать политики и все
другие люди. Они думают, что мысль может решать все проблемы.
Бом: На примере политических деятелей убеждаешься в крайней
ограниченности знания, которого у них фактически почти нет! И,
следовательно, когда вам недостает адекватного знания, которым вы могли бы
оперировать, вы творите хаос.
Кришнамурти: Да. И вследствие того, что мысль ограни-ченна, наше
сознание, которое составлено мыслью, также является ограниченным.
Бом: А не можете ли вы это пояснить? Ведь это означает, что мы можем
лишь оставаться в той же сфере.
Кришнамурти: В той же самой сфере.
Бом: Знаете, можно ведь рассуждать и так, если сравнить это с научным
подходом: хотя человеческое знание и ограни-ченно, люди постоянно открывают
новое.
Кришнамурти: То, что вы открываете, прибавляет к знанию, но оно все еще
по-прежнему ограниченно.
Бом: По-прежнему ограниченно. В этом все дело. Мне думается, если
следовать научному подходу, можно рассуж-дать и так: хотя знание
ограниченно, я могу делать открытия и продолжать иметь дело с подлинной
реальностью.
Кришнамурти: Но это также имеет предел.
Бом: Мои открытия имеют предел. И всегда существует неизвестное,
которое не раскрыто мною.
Кришнамурти: Это именно то, что я говорю. Неизвест-ное, не имеющее
предела, не может быть схвачено мыслью.
Бом: Да.
Кришнамурти: Потому что мысль в самой себе ограни-ченна. Мы с вами в
этом согласны; и это не только наше согласие, но факт.
Бом: Мы могли бы, конечно, выявить это еще более четко. Мысль
ограниченна, хотя нам и хотелось бы интеллек-туально допускать обратное.
Имеется совершенно определен-ная склонность, определенная тенденция считать,
что мысль может все.
Кришнамурти: Все? - Не может. Посмотрите, что она натворила в мире.
Бом: Ну, я согласен, что мысль создала некоторые жуткие вещи, но ведь
не доказано, что она всегда порочна. Видите ли, ответственность за это может
быть возложена на тех, кто неправильно пользовался мыслью.
Кришнамурти: Понимаю. Это старая добрая иллюзия! Но мысль ограниченна в
самой себе, и, следовательно, все, что бы она ни делала, оказывается
ограниченным.
Бом: Да, и вы утверждаете, что она ограниченна весьма опасным образом.
Кришнамурти: Несомненно. Весьма и весьма опасным образом.
Бом: Можем ли мы это показать? Определить, что представляет собой этот
тип ограниченности?
Кришнамурти: Этот тип ограниченности есть то, что происходит в мире.
Бом: Согласен. Давайте рассмотрим это.
Кришнамурти: Тоталитаристские идеалы - это изобрете-ние мысли.
Бом: Само слово 'totalitarian' означает, что люди хотят охватить все
тотально, но они этого не могут.
Кришнамурти: Этого они не могут.
Бом: И попытки тотального охвата терпят неудачу.
Кришнамурти: Терпят неудачу.
Бом: Но тогда появляются те, которые говорят, что они не тоталитаристы.
Кришнамурти: Что они демократы, республиканцы, идеалисты и так далее,
все