имеет так много значений, тогда
'я' означает все движение, которое совершает мысль.
Бом: Почему вы так считаете?
Кришнамурти: 'Я' - это осознание моего сознания: это мое имя, внешность
и весь мой опыт, воспоминания и прочее, все то, что я приобрел. Вся
структура 'я' создана мыслью.
Бом: Это опять нечто такое, с чем некоторым людям будет трудно
согласиться.
Кришнамурти: Конечно. Мы это обсудим.
Бом: Итак, первое впечатление, первое ощущение, кото-рое возникает у
меня в отношении моего 'я' -- это то, что оно существует независимо, и что
оно мыслит.
Кришнамурти: Существует ли 'я' независимо от моего мышления?
Бом: Мое собственное первое ощущение, конечно, тако-во, что 'я'
существует независимо от моего мышления. А то, что это 'я' мыслит, вы
видите.
Кришнамурти: Да.
Бом: Совершенно так же, как то, что я нахожусь здесь и могу двигаться;
могу двигать рукой, могу думать, могу делать движение головой. Так вот,
является ли это иллюзией?
Кришнамурти: Нет.
Бом: Почему?
Кришнамурти: Потому что когда я двигаю рукой, у меня есть намерение
что-то схватить, что-то взять, а это прежде всего - движение мысли. Мысль
заставляет руку двигаться и так далее. В основе всего этого лежит мысль. Это
я утверждаю и готов выслушать возражения.
Бом: Да. Ваше утверждение состоит в том, что все значение 'я' и его
действий исходит от мысли. А то, что вы подразумеваете под мыслью, - это не
только нечто интеллектуальное?
Кришнамурти: Нет, конечно, нет. Мысль -- это движение опыта, знания и
памяти. Она - все это движение в целом.
Бом: Это звучит для меня так, как если бы вы имели в виду сознание как
целое.
Кришнамурти: Как целое, верно.
Бом: И вы утверждаете, что такое движение есть 'я'?
Кришнамурти: Все содержание этого сознания есть 'я'. 'Я' не отличается
от моего сознания.
Бом: Да. Я думаю, можно сказать, что 'я' - это мое сознание, потому что
если я не сознаю - значит, меня нет.
Кришнамурти: Конечно.
Бом: Но ограничивается ли сознание только тем, что вы сейчас назвали,
включая мысль, чувство, намерение?..
Кришнамурти: ... намерение, стремления...
Бом: ... воспоминания...
Кришнамурти: ... воспоминания, верования, догмы, выполняемые ритуалы.
Все это вместе подобно компьютеру, который запрограммирован.
Бом: Да. Итак, все это, несомненно, содержится в сознании. Каждый мог
бы с этим согласиться, но многие люди хотели бы считать, что существует еще
нечто большее; что сознание может выйти за свои пределы.
Кришнамурти: Давайте в это углубимся. Содержание нашего сознания
составляет само это сознание.
Бом: Да, в этом, думаю, следует разобраться. Обычное употребление слова
'содержание' (content) -- совсем другое. Если вы говорите, что содержимое
стакана -- вода, то стакан - это одно, а вода - совсем другое.
Кришнамурти: Сознание состоит из всего, что удержива-ется в памяти:
верования, догмы, ритуалы, страхи, удоволь-ствия, печаль.
Бом: Да. И если бы все это отсутствовало, то не было бы и сознания?
Кришнамурти: Оно не было бы таким, как мы его знаем.
Бом: Но существовала бы все же какая-то разновидность сознания?
Кришнамурти: Совершенно иного рода. А то сознание, которое нам
известно, составлено из всего, что мы назвали.
Бом: Как мы обычно его знаем.
Кришнамурти: Да. И это есть результат многообразной деятельности мысли.
Мысль собрала все это вместе, все, что является моим сознанием - эти
реакции, ответы, воспомина-ния - нечто удивительно сложное, запутанное и
хитрое. Все это и составляет сознание.
Бом: Как мы его знаем.
Кришнамурти: Но имеет ли это сознание будущее?
Бом: А имеет ли оно прошлое?
Кришнамурти: Конечно. Воспоминания.
Бом: Воспоминания, да. Почему же тогда вы считаете, что оно не имеет
будущего?
Кришнамурти: Если бы оно имело будущее, то было бы в точности тем же
самым сознанием, только перенесенным в будущее. Та же деятельность, те же
мысли, и хотя они были бы несколько видоизмененными, тем не менее, сама эта
модель беспрерывно повторялась бы снова и снова.
Бом: Вы полагаете, что мысль способна только повто-рять?
Кришнамурти: Да.
Бом: Но есть такое ощущение, что мысль может разви-вать новые идеи.
Кришнамурти: Мысль ограниченна, так как ограничен-но знание.
Бом: