понятным. Тут слишком много такого, что препятствует пониманию - весь
ход мышления, человеческая традиция. ...
Кришнамурти: Понятно. Человечество мыслит в терми-нах эволюции,
длительности и т.д.
Бом: Может быть, мы могли бы подойти к этому другим путем? Дело в том,
что в нашу эпоху эволюционный подход в мышлении представляется наиболее
естественным. Поэтому я просил бы вас остановиться на ваших возражениях
против мышления в терминах эволюции. Могу я пояснить один момент? Слово
'эволюция' имеет множество значений.
Кришнамурти: Разумеется. Мы имеем в виду психологи-ческое.
Бом: Так вот, давайте прежде освободимся от материаль-ного, физического
значения.
Кришнамурти: Из желудя вырастает дуб.
Бом: Подобным же образом эволюционируют биологи-ческие виды, например,
от растений - к животным и к человеку.
Кришнамурти: Да, нам потребовался миллион лет, что-бы стать тем, что мы
есть сейчас.
Бом: У вас не вызывает сомнения то, что так случилось?
Кришнамурти: Нет, так случилось.
Бом: И может продолжать случаться.
Кришнамурти: Это эволюция.
Бом: Это здоровый процесс.
Кришнамурти: Разумеется.
Бом: Он происходит во времени. А для сферы времени важно прошлое,
настоящее и будущее.
Кришнамурти: Да, очевидно. Я не владею каким-то языком, и мне требуется
время, чтобы его изучить.
Бом: Подобным же образом, требуется время, чтобы совершенствовать мозг.
Вначале он был совсем мал, а затем он развивался все больше и больше, и это
потребовало миллион лет.
Кришнамурти: И он становится значительно более слож-ным и т.д. Все это
требует времени. Все это является движением в пространстве и времени.
Бом: Да. Таким образом, вы принимаете физическое время и время
невропсихологическое.
Кришнамурти: Безусловно, и невропсихологическое вре-мя. Никакой
здравомыслящий человек, разумеется, его не отрицает.
Бом: В настоящее время многие люди признают психо-логическое время,
которое они называют мысленным време-нем.
Кришнамурти: Да, об этом мы и говорим. Но существует ли такое явление,
как психологическое завтра, психологичес-кая эволюция?
Бом: Или психологическое вчера. Боюсь, что на первый взгляд это звучит
странно. Я, кажется, могу вспоминать вчерашний день. И завтра существует;
ведь я могу его предчувствовать. Это часто бывает; вы же знаете, как дни
следуют один за другим. Таким образом, у меня есть опыт переживания времени,
от вчера к сегодня и завтра.
Кришнамурти: Разумеется. Это достаточно просто.
Бом: Итак, что же вы отрицаете?
Кришнамурти: Я отрицаю то, что я буду чем-то, стану лучше.
Бом: Я могу измениться... Но существует к этому два подхода: могу я
сознательно становиться лучше, благодаря тому, что сам к этому стремлюсь?
Или же существует естественная эволюция, неизбежный процесс, увлекающий всех
нас в свой поток, и мы становимся лучше или хуже, или просто обнаруживаем,
что нечто с нами происходит.
Кришнамурти: Психологически.
Бом: Психологически, что требует времени, что может не быть результатом
моего стремления стать лучше. Это может произойти, а может и не произойти.
Одни люди мыслят так, другие - иначе. Но отрицаете ли вы также, что есть
какой-то вид естественной психологической эволюции, подобной ес-тественной
биологической эволюции?
Кришнамурти: Да, отрицаю.
Бом: А почему вы отрицаете это?
Кришнамурти: Прежде всего выясним, что такое психи-ка, душа (psyche),
'я', эго и прочее? Что это такое?
Бом: Слово 'psyche' имеет много значений. Оно может означать, например,
ум. Вы считаете, что эго -- это то же самое?
Кришнамурти: Эго. Я говорю об эго, 'я'.
Бом: Да. Некоторые люди думают, что произойдет эво-люция, в которой 'я'
выйдет за свои пределы, или, иными словами, поднимется на более высокий
уровень.
Кришнамурти: А этот выход потребует времени?
Бом: Выход за пределы, переходный период.
Кришнамурти: Да. В этом и весь мой вопрос.
Бом: Здесь два вопроса: Один - будет ли 'я' когда-либо совершенным?
Другой вопрос таков: предположим, мы хотим выйти за пределы 'я'. Возможно ли
это осуществить во времени?
Кришнамурти: Это не может быть осуществлено во времени.
Бом: Нам требуется это пояснить.
Кришнамурти: Хорошо, я поясню. Мы рассмотрим этот вопрос. Что
представляет собой 'я'? Если слово 'psyche'