Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

ум очень, очень глубоко

погрузиться в себя.

Бом: Да. И вот какая мне пришла мысль. Когда мы начинаем с отдельной

проблемы, наш ум очень ограничен; и тогда мы обращаемся к более общему.

Слово 'general' (общий, всеобщий) имеет корень, общий со словом 'generate'

(порождать, вызывать); 'genus'(род) имеет общее с 'genera-tion'

(поколение)...

Кришнамурти: Генерировать, разумеется.

Бом: Когда мы обращаемся к более общему, его глубина таит в себе

творческое начало. Но, продвигаясь еще дальше, мы видим, что всеобщее все

еще ограниченно, потому что оно есть мысль.

Кришнамурти: Совершенно верно. Но чтобы войти в глубину, требуется не

только огромное мужество, но и решимость неизменно следовать принятому

направлению.

Бом: Значит, это совсем не усердие; оно все еще слишком ограниченно,

верно?

Кришнамурти: Да, усердие слишком ограниченно. Оно соответствует

религиозному уму в том смысле, что он усерден в своем действии, своих мыслях

и т.д., но оно все же ограниченно. Если ум может обратиться от отдельного к

всеобщему, и от всеобщего...

Бом: ... к абсолютному, универсальному. Но многие люди сказали бы, что

это очень абстрактно и не имеет никакого отношения к повседневной жизни.

Кришнамурти: Понятно. Однако же это самая практич-ная вещь и совсем не

абстракция.

Бом: Фактически, именно отдельное является абстрак-цией.

Кришнамурти: Совершенно верно. Отдельное заключает в себе наибольшую

опасность.

Бом: Оно также есть и самая большая абстракция, потому что прийти к

отдельному можно только, абстрагируясь.

Кришнамурти: Конечно, конечно.

Бом: Я думаю, что это могло бы быть частью проблемы. Люди чувствуют,

что они хотят чего-то такого, что оказалось бы по-настоящему действенным в

повседневной жизни; они не хотят пустых разговоров, и поэтому говорят: 'Нас

не интересуют все эти скучные общие рассуждения'.

То, что мы обсуждаем, действительно должно работать в повседневной

жизни, но повседневная жизнь не содержит в себе решения этих проблем.

Кришнамурти: Нет. Повседневная жизнь - это всеобщее и отдельное.

Бом: Человеческие проблемы, которые возникают в повседневной жизни, не

могут быть разрешены на этом уровне.

Кришнамурти: От отдельного необходимо двигаться к всеобщему, от

всеобщего - еще глубже; и там, быть может, мы найдем ту непорочность,

которую назвали состраданием, любовью и разумностью. Но это означает --

отдать свой ум, свое сердце, все свое существо этому исследованию.

Мы говорили довольно долго и, думаю, к чему-то при-шли.

27 сентября, 1980,

Броквуд Парк, Хэмпшир

Будущее человечества

ПЕРВАЯ БЕСЕДА

Дэвид Бом: Есть несколько проблем, которые нам хоро-шо было бы

обсудить. Одна из них состоит в следующем. С самого начала трудовой

деятельности человек вынужден зарабатывать на жизнь. Возможностей для этого

теперь очень мало, и они связаны большей частью с рабочими местами, число

которых чрезвычайно ограниченно.

Дж.Кришнамурти: И во всем мире безработица. Что же человеку делать,

если он знает, что будущее так мрачно и так неопределенно. Оно страшит и

повергает его в уныние. С чего бы вы начали?

Бом: Ну, думаю, следовало бы отвлечься от всех частных нужд, как

собственных, так и других людей.

Кришнамурти: Вы полагаете, что человеку теперь дей-ствительно надо себя

забыть?

Бом: Да.

Кришнамурти: Когда я гляжу на этот мир, в котором мне предстоит жить,

получить профессию, сделать какую-то карьеру, то даже если бы совсем не

думал о себе, - разве я смог бы что-то сделать? Думаю, это проблема, перед

которой оказывается большинство молодых людей.

Бом: Да, понятно. Так что бы вы предложили?

Кришнамурти: Видите ли, я не мыслю в терминах эволюции.

Бом: Понимаю. Это тот пункт, на котором нам следовало бы остановиться.

Кришнамурти: Я не думаю, что вообще существует психологическая

эволюция.

Бом: Мы довольно часто говорили об этом, так что мне в какой-то степени

ясно, что вы имеете в виду. Но людям, для которых это ново, думаю, может

быть непонятно.

Кришнамурти: Согласен. Если хотите, мы рассмотрим всю эту проблему.

Почему мы тревожимся о будущем? Все будущее, вне сомнения, есть сейчас.

Бом: В каком-то смысле все будущее и есть сейчас, но нам нужно сделать

это