я помочь своему брату? Словом 'помочь' я
пользуюсь с большой осторожностью. Что лежит в основе всего этого? Мы
говорим с ним об осознании - но это лишь слова; объяснять можно по-разному -
причина, следствие и все прочее. Когда я все ему объясню, он говорит:
Ты оставляешь меня на том же месте, где я и был'. И мой разум, моя
любовь требуют: 'Не могу я дать ему погибнуть'. А это означает: 'Не следует
ли оказать на него давление?'.
Я не прибегаю к какому-либо нажиму, ничего не обещаю взамен; моя
ответственность в том, чтобы не дать другому погибнуть. Это не веление
долга, тут нет ничего от этих отвратительных вещей. Просто ответственность
разума тре-бует сказать ему все это. В Индии существует традиция, которая
гласит, что тот, кого назвали Буддой Майтрейей, принял обет, что он не
осуществится как Будда до тех пор, пока не сделает свободными также других
людей.
Бом: Абсолютно всех?
Кришнамурти: Да. Видите ли, традиция ничего не меняет. Как может
человек, если он имеет этот разум, это сострадание, эту любовь, которая не
относится к стране, к человеку, идеалу или спасителю, - как может он
сообщить эту свою непорочность другому? Живя с ним, беседуя с ним? Все это,
как вы знаете, может стать механичным.
Бом: Вы считаете, что такой вопрос действительно ни-когда не может быть
разрешен?
Кришнамурти: Я так считаю. Но мы должны его решать, вы следите? Он не
может быть разрешен, но наш разум требует его разрешить. Нет, я думаю, разум
не говорит, что надо его разрешить, разум говорит, что все это факты, и
некоторых это, пожалуй, может увлечь.
Бом: Прекрасно, мне кажется, что тут действительно есть два фактора:
один из них представляет основу, которую нам надо заложить, показать, что
все это имеет смысл, а другой - возможность того, что это увлечет других.
Кришнамурти: Мы сделали это, сэр. Осуществление этого плана потребовало
всех наших сил, и мой брат очень хорошо все понял: конфликты, страдание,
путаница, неза-щищенность, становление, - все это ему абсолютно ясно. Но в
заключительный момент он снова оказывается у самого начала. Быть может,
уловив какой-то проблеск, он поддался желанию его захватить и удержать,
удержать то, что стало уже воспоминанием. Вы понимаете? И весь этот кошмар
начинается снова!
Излагая с предельной ясностью наш план, мы можем также указать ему на
нечто гораздо более глубокое, на любовь? Он и сам старается ощупью подойти к
этому, но бремя тела, мозга, традиции - все тащит его назад. Так что
происходит постоянная борьба, и мне представляется, что все это так
неправильно.
Бом: Что неправильно?
Кришнамурти: То, как мы живем.
Бом: Многие люди должны теперь это понять.
Кришнамурти: Нас спрашивают, сделал ли человек неверный поворот, и не
попал ли он в ситуацию, из которой нет выхода. Не может так быть; это было
бы слишком удручающе, слишком страшно.
Бом: Я думаю, что некоторые люди могли бы на это возразить. Сам факт,
что это страшно, еще не означает, что это неправильно. Я считаю, что вы
должны указать более веский резон, почему вы считаете это неверным.
Кришнамурти: О, несомненно.
Бом: Видится ли вам в человеческой природе какая-то возможность
действительной перемены?
Кришнамурти: Разумеется. Иначе все было бы лишено смысла; мы были бы
обезьянами, машинами. Видите ли, если способность к радикальному изменению
приписывается ка-кому-то внешнему фактору, то наш взгляд, следовательно,
обращен вовне, и мы теряемся в этом. Если мы ни к кому не обращаемся и
полностью свободны от зависимости, то общей для всех нас является
уединенность. Это не изоляция. Когда видишь все это - всю глупость и
нереальность фрагментации и разделения, то ты естественно одинок, и это
очевидный факт. Ощущение уединенности является общим, а не лич-ным.
Бом: Да, но обычное чувство одиночества - личное, в том смысле, что
каждый человек чувствует его именно как свое.
Кришнамурти: Одиночество - это не уединенность; это не бытие наедине с
самим собой.
Бом: Я думаю, что все фундаментальное универсально, и именно потому вы
говорите, что когда ум погружается в глубину, он входит в нечто
универсальное.
Кришнамурти: Верно.
Бом: Так или иначе, вы назовете это абсолютным.
Кришнамурти: Проблема в том, чтобы заставить