это? Если нет, тогда мы, люди, пропали. Вы согласны, сэр? По этой причине мы
изобрели Иисуса, Будду, Кришну -- образы, которые стали бесполезными,
поверхностными, бессмыслен-ными.
Так что же мне делать? Думаю, что есть другой фактор. Внимание,
восприятие, разумность и любовь -- все это вы мне принесли, а я оказался
неспособным принять. Я говорю: 'Это звучит приятно; я чувствую, но не могу
это удержать'. Я не могу удержать, потому что в тот момент, когда выхожу из
этой комнаты, я уже потерян! -
Бом: Это действительно проблема.
Кришнамурти: Да, это действительно проблема. Являет-ся ли любовь чем-то
внешним, как небеса и все эти вещи, которые есть внешнее. Является ли любовь
чем-то внешним, что вы мне приносите, что вы пробуждаете во мне, что вы мне
дарите - или же в самой моей тьме, в иллюзии и страдании это качество уже
имеется? Очевидно, нет, там его не может быть.
Бом: Где же тогда оно есть?
Кришнамурти: В этом как раз все дело- Любовь - не ваша или моя, она не
личная. Она никому не принадлежит.
Бом: Это важный момент. Подобным же образом вы говорили, что изоляция
не относится ни к какому отдельному человеку, хотя у нас есть тенденция
считать, что изоляция -проблема личная.
Кришнамурти: Конечно. Это наша общая почва. А также и разум не является
личным.
Бом: Но он опять-таки представляет собой противопо-ложность всему
нашему мышлению.
Кришнамурти: Согласен.
Бом: Любой скажет, что этот человек - разумный, а тот - нет. Тут,
возможно, один из барьеров, отгораживающих от целого, ведь за обычным
каждодневным мышлением сущес-твует более глубокое мышление человечества. Но
мы в большинстве случаев воспринимаем его отстранение' и гово-рим, что те
или иные качества принадлежат или не принад-лежат именно нам.
Кришнамурти: Безусловно. Фрагментарный ум изобре-тает все это.
Бом: Это было изобретено, но мы это подхватывали с помощью слов и без
слов, исподволь, с самого детства. И, следовательно, фрагментация составляет
основу всех наших мыслей, ею проникнуты все наши восприятия. Итак, это
требует обсуждения.
Кришнамурти: Мы это уже обсуждали: горе - не мое, это человеческое горе
и т.д.
Бом: Но как людям это увидеть, если человек, пережи-вающий горе,
чувствует его как свое личное горе?
Кришнамурти: Я думаю, что это происходит отчасти из-за нашего
воспитания, из-за нашего общества и наших традиций.
Бом: Это подразумевается всем нашим образом мышле-ния. Нам надо
выскочить из этого состояния, понимаете.
Кришнамурти: Да. Выскочить из этого становится про-блемой, что же мне
делать?
Бом: Мы можем, пожалуй, понять, что любовь не персо-нальна, она не
является любовью отдельного человека.
Кришнамурти: Земля - это не земля Англии или Фран-ции, земля есть
земля!
Бом: Я подумал о примере из мира вещества: если ученый или химик
изучает такой элемент как натрий, он не скажет, что это его натрий или что
кто-то еще изучает его натрий. И это, конечно, не мешает ученым обмениваться
мнениями и т.д.
Кришнамурти: В самом деле, натрий - это натрий.
Бом: Натрий есть натрий, он универсален. И мы должны сказать, что
любовь есть любовь всего мира.
Кришнамурти: Конечно. Но, вы знаете, мой ум отказы-вается это увидеть,
потому что я чрезвычайно сосредоточен на себе и ужасно озабочен собственной
личностью и собственны-ми проблемами. Я отказываюсь допустить, что это
возможно. Когда вы говорите, что натрий есть натрий, - это очень просто; я
могу это понять. А когда вы мне говорите, что горе - общее для всех нас, то
это трудно себе представить.
Бом: Видение этого не может быть достигнуто во време-ни, а знание, что
натрий есть натрий, потребовало от челове-чества, как вы знаете, довольно
долгого времени.
Кришнамурти: Является ли любовь чем-то общим, та-ким, что относится ко
всем нам?
Бом: Пока она существует, она должна быть общей. Кришнамурти:
Разумеется.
Бом: Ее может не быть, но если она есть, то должна быть общей.
Кришнамурти: Я не уверен, что она не существует. Сострадание - это не
'Я сострадателен'. Сострадание сущес-твует, а это нечто такое, в чем нет
'меня'.
Бом: Если мы говорим, что сострадание, как и натрий, универсально, то
всякое человеческое сострадание тоже уни-версально.
Кришнамурти: Сострадание,