Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

ли

это? Если нет, тогда мы, люди, пропали. Вы согласны, сэр? По этой причине мы

изобрели Иисуса, Будду, Кришну -- образы, которые стали бесполезными,

поверхностными, бессмыслен-ными.

Так что же мне делать? Думаю, что есть другой фактор. Внимание,

восприятие, разумность и любовь -- все это вы мне принесли, а я оказался

неспособным принять. Я говорю: 'Это звучит приятно; я чувствую, но не могу

это удержать'. Я не могу удержать, потому что в тот момент, когда выхожу из

этой комнаты, я уже потерян! -

Бом: Это действительно проблема.

Кришнамурти: Да, это действительно проблема. Являет-ся ли любовь чем-то

внешним, как небеса и все эти вещи, которые есть внешнее. Является ли любовь

чем-то внешним, что вы мне приносите, что вы пробуждаете во мне, что вы мне

дарите - или же в самой моей тьме, в иллюзии и страдании это качество уже

имеется? Очевидно, нет, там его не может быть.

Бом: Где же тогда оно есть?

Кришнамурти: В этом как раз все дело- Любовь - не ваша или моя, она не

личная. Она никому не принадлежит.

Бом: Это важный момент. Подобным же образом вы говорили, что изоляция

не относится ни к какому отдельному человеку, хотя у нас есть тенденция

считать, что изоляция -проблема личная.

Кришнамурти: Конечно. Это наша общая почва. А также и разум не является

личным.

Бом: Но он опять-таки представляет собой противопо-ложность всему

нашему мышлению.

Кришнамурти: Согласен.

Бом: Любой скажет, что этот человек - разумный, а тот - нет. Тут,

возможно, один из барьеров, отгораживающих от целого, ведь за обычным

каждодневным мышлением сущес-твует более глубокое мышление человечества. Но

мы в большинстве случаев воспринимаем его отстранение' и гово-рим, что те

или иные качества принадлежат или не принад-лежат именно нам.

Кришнамурти: Безусловно. Фрагментарный ум изобре-тает все это.

Бом: Это было изобретено, но мы это подхватывали с помощью слов и без

слов, исподволь, с самого детства. И, следовательно, фрагментация составляет

основу всех наших мыслей, ею проникнуты все наши восприятия. Итак, это

требует обсуждения.

Кришнамурти: Мы это уже обсуждали: горе - не мое, это человеческое горе

и т.д.

Бом: Но как людям это увидеть, если человек, пережи-вающий горе,

чувствует его как свое личное горе?

Кришнамурти: Я думаю, что это происходит отчасти из-за нашего

воспитания, из-за нашего общества и наших традиций.

Бом: Это подразумевается всем нашим образом мышле-ния. Нам надо

выскочить из этого состояния, понимаете.

Кришнамурти: Да. Выскочить из этого становится про-блемой, что же мне

делать?

Бом: Мы можем, пожалуй, понять, что любовь не персо-нальна, она не

является любовью отдельного человека.

Кришнамурти: Земля - это не земля Англии или Фран-ции, земля есть

земля!

Бом: Я подумал о примере из мира вещества: если ученый или химик

изучает такой элемент как натрий, он не скажет, что это его натрий или что

кто-то еще изучает его натрий. И это, конечно, не мешает ученым обмениваться

мнениями и т.д.

Кришнамурти: В самом деле, натрий - это натрий.

Бом: Натрий есть натрий, он универсален. И мы должны сказать, что

любовь есть любовь всего мира.

Кришнамурти: Конечно. Но, вы знаете, мой ум отказы-вается это увидеть,

потому что я чрезвычайно сосредоточен на себе и ужасно озабочен собственной

личностью и собственны-ми проблемами. Я отказываюсь допустить, что это

возможно. Когда вы говорите, что натрий есть натрий, - это очень просто; я

могу это понять. А когда вы мне говорите, что горе - общее для всех нас, то

это трудно себе представить.

Бом: Видение этого не может быть достигнуто во време-ни, а знание, что

натрий есть натрий, потребовало от челове-чества, как вы знаете, довольно

долгого времени.

Кришнамурти: Является ли любовь чем-то общим, та-ким, что относится ко

всем нам?

Бом: Пока она существует, она должна быть общей. Кришнамурти:

Разумеется.

Бом: Ее может не быть, но если она есть, то должна быть общей.

Кришнамурти: Я не уверен, что она не существует. Сострадание - это не

'Я сострадателен'. Сострадание сущес-твует, а это нечто такое, в чем нет

'меня'.

Бом: Если мы говорим, что сострадание, как и натрий, универсально, то

всякое человеческое сострадание тоже уни-версально.

Кришнамурти: Сострадание,