не полага-ете ли вы что
оно постоянно?
Кришнамурти: Оно должно быть... Но что вы подразуме-ваете под словом
'постоянно'? Что оно непрерывно?
Бом: Нет, нет.
Кришнамурти: Не имеете ли вы в виду, что оно...?
Собеседник: ... статично?
Кришнамурти: О, нет!
Бом: Стоять твердо, как единое целое. Вот буквальное значение.
Кришнамурти: Это оно?
Бом: Это образ, который у вас ассоциируется с деревом на лугу.
Кришнамурти: Да, понимаю. Это слишком романтично, поэтично и, пожалуй,
вводит в заблуждение. Прекрасный образ, но давайте от него уйдем. Каков этот
ум? Каково качество ума, который движется от начала, следует путем
становления и, основательно разобравшись в этом центре тьмы, устраняет его.
Этот ум должен быть совершенно иным. И вот вопрос: что он делает или не
делает в мире, который пребывает во тьме?
Бом: Такой ум, наверное, тьмы не создает; он не участву-ет в движении
этого мира.
Кришнамурти: Согласен. Бом: И мы говорим, что в каком-то смысле он
постоянен; он не фиксирован, но не движется.
Кришнамурти: Можно ли считать его статичным? Бом: Нет, он не статичен.
Он постоянен, но его постоян-ство в каком-то смысле также и движение.
Существует постоянство, которое не просто статично, оно в то же самое время
есть движение.
Кришнамурти: Мы говорили, что то движение -- не движение становления.
Бом: А движение первоосновы, которое полностью сво-бодно.
Кришнамурти: Что происходит с этим умом? Давайте посмотрим. В нем нет
беспокойства, нет страха. В нем присутствуют такие качества, как
'сострадание' и 'любовь'. Верно?
Бом: Но они могли бы прийти из первоосновы. Кришнамурти: Такой ум -
ничто, не-вещь, и, следова-тельно, пустой, свободный от знания. Разве не
действовал бы такой ум всегда в свете озарения?
Бом: Он обладал бы, хотя и не всегда, качеством озаре-ния.
Кришнамурти: Да, это я и имею в виду.
Бом: Но, видите ли, слово 'всегда' вносит время.
Кришнамурти: Уберем это слово.
Бом: Я воспользовался бы словом 'постоянно'.
Кришнамурти: Да, постоянно; давайте примем это слово.
Бом: Оно лучше, но все же не совсем подходит.
Кришнамурти: Да. Давайте все же им воспользуемся. Ум действует
постоянно в этом свете, в этой вспышке озарения. Думаю, правильно. А какое
это имеет значение в повседнев-ной жизни? Как такому человеку заработать на
жизнь?
Бом: Это уже другая проблема. Ему, наверное, пришлось бы изыскивать
средства, чтобы жить.
Кришнамурти: Чтобы жить. Тут надо сказать, что в условиях развитой
цивилизации нищенство непозволитель-но.
Бом: Непозволительно. Приходится изыскивать средст-ва к существованию.
Кришнамурти: Итак, что ему делать? У него нет проф-ессии, никаких
специальных навыков, нет денег, чтобы что-то покупать.
Бом: А разве не может человек с таким умом достаточно зарабатывать,
чтобы обеспечить необходимые жизненные потребности?
Кришнамурти: Как?
Собеседник: Почему у него нет специальности, чтобы зарабатывать на
жизнь?
Кришнамурти: А почему у него должна быть специаль-ность? Почему нужно
иметь специальность, чтобы зарабаты-вать на жизнь? Вы считаете так, а другой
спросит: 'Почему я должен получать какую-то специальность?'. - Я просто это
рассматриваю, исследую.
Бом: Предположим, вы должны о себе заботиться. Вам нужна для этого
какая-то специальность. Вы же не сами по себе, не в пещере, понимаете...
Кришнамурти: О, не надо мне пещеры!
Бом: Понимаю. Но кто бы это ни был, он должен где-то жить; и он
нуждается в какой-то специальности, чтобы обеспечить себе пищу, которая ему
необходима. Видите ли, если каждый сказал бы, что никакой специальности не
нужно, то человеческая раса погибла бы.
Кришнамурти: Я так не считаю.
Бом: И что произошло бы тогда?
Кришнамурти: Это то, к чему я подхожу. Специальность предполагает, как
мы сказали, знание; от знания приходит опыт, и постепенно совершенствуется
мастерство. И это мастерство дает возможность зарабатывать на жизнь, бедную
или богатую. Но этот человек говорит, что можно жить и зарабатывать средства
иначе. Мы привыкли к стереотипу, а он говорит: 'Послушайте, это же
совершенно неправильно'.
Бом: Это зависит от того, что вы понимаете под мастер-ством.
Предположим, например, ему нужно вести машину, это, наверное,