Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

не полага-ете ли вы что

оно постоянно?

Кришнамурти: Оно должно быть... Но что вы подразуме-ваете под словом

'постоянно'? Что оно непрерывно?

Бом: Нет, нет.

Кришнамурти: Не имеете ли вы в виду, что оно...?

Собеседник: ... статично?

Кришнамурти: О, нет!

Бом: Стоять твердо, как единое целое. Вот буквальное значение.

Кришнамурти: Это оно?

Бом: Это образ, который у вас ассоциируется с деревом на лугу.

Кришнамурти: Да, понимаю. Это слишком романтично, поэтично и, пожалуй,

вводит в заблуждение. Прекрасный образ, но давайте от него уйдем. Каков этот

ум? Каково качество ума, который движется от начала, следует путем

становления и, основательно разобравшись в этом центре тьмы, устраняет его.

Этот ум должен быть совершенно иным. И вот вопрос: что он делает или не

делает в мире, который пребывает во тьме?

Бом: Такой ум, наверное, тьмы не создает; он не участву-ет в движении

этого мира.

Кришнамурти: Согласен. Бом: И мы говорим, что в каком-то смысле он

постоянен; он не фиксирован, но не движется.

Кришнамурти: Можно ли считать его статичным? Бом: Нет, он не статичен.

Он постоянен, но его постоян-ство в каком-то смысле также и движение.

Существует постоянство, которое не просто статично, оно в то же самое время

есть движение.

Кришнамурти: Мы говорили, что то движение -- не движение становления.

Бом: А движение первоосновы, которое полностью сво-бодно.

Кришнамурти: Что происходит с этим умом? Давайте посмотрим. В нем нет

беспокойства, нет страха. В нем присутствуют такие качества, как

'сострадание' и 'любовь'. Верно?

Бом: Но они могли бы прийти из первоосновы. Кришнамурти: Такой ум -

ничто, не-вещь, и, следова-тельно, пустой, свободный от знания. Разве не

действовал бы такой ум всегда в свете озарения?

Бом: Он обладал бы, хотя и не всегда, качеством озаре-ния.

Кришнамурти: Да, это я и имею в виду.

Бом: Но, видите ли, слово 'всегда' вносит время.

Кришнамурти: Уберем это слово.

Бом: Я воспользовался бы словом 'постоянно'.

Кришнамурти: Да, постоянно; давайте примем это слово.

Бом: Оно лучше, но все же не совсем подходит.

Кришнамурти: Да. Давайте все же им воспользуемся. Ум действует

постоянно в этом свете, в этой вспышке озарения. Думаю, правильно. А какое

это имеет значение в повседнев-ной жизни? Как такому человеку заработать на

жизнь?

Бом: Это уже другая проблема. Ему, наверное, пришлось бы изыскивать

средства, чтобы жить.

Кришнамурти: Чтобы жить. Тут надо сказать, что в условиях развитой

цивилизации нищенство непозволитель-но.

Бом: Непозволительно. Приходится изыскивать средст-ва к существованию.

Кришнамурти: Итак, что ему делать? У него нет проф-ессии, никаких

специальных навыков, нет денег, чтобы что-то покупать.

Бом: А разве не может человек с таким умом достаточно зарабатывать,

чтобы обеспечить необходимые жизненные потребности?

Кришнамурти: Как?

Собеседник: Почему у него нет специальности, чтобы зарабатывать на

жизнь?

Кришнамурти: А почему у него должна быть специаль-ность? Почему нужно

иметь специальность, чтобы зарабаты-вать на жизнь? Вы считаете так, а другой

спросит: 'Почему я должен получать какую-то специальность?'. - Я просто это

рассматриваю, исследую.

Бом: Предположим, вы должны о себе заботиться. Вам нужна для этого

какая-то специальность. Вы же не сами по себе, не в пещере, понимаете...

Кришнамурти: О, не надо мне пещеры!

Бом: Понимаю. Но кто бы это ни был, он должен где-то жить; и он

нуждается в какой-то специальности, чтобы обеспечить себе пищу, которая ему

необходима. Видите ли, если каждый сказал бы, что никакой специальности не

нужно, то человеческая раса погибла бы.

Кришнамурти: Я так не считаю.

Бом: И что произошло бы тогда?

Кришнамурти: Это то, к чему я подхожу. Специальность предполагает, как

мы сказали, знание; от знания приходит опыт, и постепенно совершенствуется

мастерство. И это мастерство дает возможность зарабатывать на жизнь, бедную

или богатую. Но этот человек говорит, что можно жить и зарабатывать средства

иначе. Мы привыкли к стереотипу, а он говорит: 'Послушайте, это же

совершенно неправильно'.

Бом: Это зависит от того, что вы понимаете под мастер-ством.

Предположим, например, ему нужно вести машину, это, наверное,