Оче-видно,
нет.
Бом: Потому что все это вошло в структуру.
Кришнамурти: Итак, что за этим следует? Бом: Видите ли, когда они
говорят: 'Я хочу изменить-ся', то присутствует также желание не изменяться.
Кришнамурти: Разумеется. Человек, который говорит:
'Я хочу измениться', имеет также в своем уме обратное: 'В самом деле,
почему я должен изменяться?' Обе эти мысли идут рядом.
Бом: Так что мы имеем противоречие.
Кришнамурти: В этом противоречии я жил, я с ним примирился.
Бом: Но почему я должен с ним мириться?
Кришнамурти: Потому что это привычка.
Бом: Но когда ум здоров, он не мирится с противоречием.
Кришнамурти: А наш ум нездоров. Он так болен, так искажен, запутан, что
если даже вы укажете ему на все опасности, он откажется их увидеть. Итак,
как нам помочь человеку, запутавшемуся в этих трудностях, ясно увидеть
опасность психологического ста-новления? Давайте выразим это так:
психологическое станов-ление предполагает отождествление с нацией, группой и
всякого рода деятельностью.
Бом: Да, приверженность к определенной точке зрения.
Кришнамурти: К мнениям и верованиям; я получил опыт, он дает мне
удовлетворение, и я намерен его придержи-ваться. Как вы поможете мне быть
свободным? Я слышу ваши слова - они кажутся мне совершенно справедливыми, но
я не могу выбраться из всего этого.
Не знаю, существует ли другой фактор, другой путь общения, передачи
информации, не основанный на словах, знании, объяснениях, на награде и
наказании. Не существует ли другой путь общения? Вы знаете, в этом также
кроется опасность. Уверен, что есть путь общения вне слов, анализа или
логики, путь общения, который отнюдь не означает отсутствие здравого ума.
Бом: Возможно, он существует.
Кришнамурти: Мой ум всегда общался с другими посред-ством слов,
объяснений и логики или посредством убежде-ния. Должен быть еще другой
элемент общения, который преодолеет все это.
Бом: Преодолеет неспособность слушать.
Кришнамурти: Да, неспособность слушать, неспособ-ность наблюдать,
услышать и т.д. Должен быть совершенно особый метод. Я встречал некоторых
людей, обладавших известными чертами святости; говорили, что в их
присутст-вии все проблемы оказываются разрешенными. Но как толь-ко люди
возвращались к своей повседневной жизни, начина-лась прежняя игра.
Бом: Значит, в этом не было разумности.
Кришнамурти: Тут есть опасность. Такой человек, свя-той, будучи
спокойным и погруженным в тишину, своим присутствием создает атмосферу покоя
и святости, и все думают, что их проблемы разрешены.
Бом: Но это все еще идет от внешнего.
Кришнамурти: Конечно. Это как сходить в церковь. В древней церкви или
соборе вы ощущаете необычайное спокойствие. Эта атмосфера -- вы знаете, сама
эта атмосфера создает ощущение покоя.
Бом: Да, таково воздействие тишины, безмолвия.
Кришнамурти: Тут ничего нет. Это подобно благовонию от курения ладана!
Бом: Это внешнее.
Кришнамурти: Абсолютно внешнее; как благовоние, оно улетучивается!
Итак, мы отложим все это в сторону, и что же у нас остается? Не внешний
фактор, как Бог или какой-то спаситель. Что мне остается? Что может быть
сообщено, что может прорваться сквозь стену, которой люди себя отгороди-ли?
Любовь? Само слово так испорчено, искажено, загрязне-но. Но если
очистить его, то будет ли любовь тем фактором, который способен прорваться
сквозь этот хитрый аналити-ческий подход? Является ли любовь тем элементом,
которого нам недостает?
Бом: Да, мы должны это обсудить; люди, как-то стесня-ются этого слова.
Кришнамурти: Я осторожен, слова могут иметь дополни-тельное значение!
Бом: Следовательно, поскольку люди сопротивляются слушанию, они
воспротивятся и слову 'любовь'.
Кришнамурти: Вот почему я говорю, что это довольно рискованное слово.
Бом: Мы говорили на днях, что любовь содержит в себе разумность.
Кришнамурти: Конечно.
Бом: Что означает также и осторожность: мы подразуме-ваем, что любовь
-- это энергия, которая предполагает также разумность и осторожность; все
это...
Кришнамурти: Теперь подождите: вы обладаете этим качеством, а я -- в
плену своего страдания, беспокойства и пр.; и вы стараетесь с помощью
разумности проникнуть сквозь всю мою тьму. Как вы это сделаете? Поможет