что внимание действительно все это решает. Ум,
который по-настоящему внимателен, который понял природу невнимания, сразу же
от него уходит!
Бом: Но сначала ответим: какова природа невнимания?
Кришнамурти: Вялость, безразличие, сосредоточенность на себе,
внутренняя противоречивость - все это и есть природа невнимания.
Бом: Согласен. Видите ли, человек, который озабочен собой, может
считать себя внимательным, но это не так, он просто занят собой.
Кришнамурти: Конечно. Если во мне есть противоречие и я направляю свое
внимание на создание порядка, на то, чтобы не было во мне противоречия, то
это отнюдь не внимание.
Бом: Но не сказать ли нам это яснее, потому что обычный человек может
считать, что это как раз и есть внимание.
Кришнамурти: Нет, это не внимание. Это всего лишь движение мысли,
которая говорит: 'Я есть это, но этим я не должен быть'.
Бом: Итак, вы говорите, что попытка становления -- это невнимание.
Кришнамурти: Да, верно. Потому что психологическое становление
порождает невнимание.
Бом: Безусловно.
Кришнамурти: Не правда ли, сэр, ведь не так уж трудно быть свободным от
становления? В этом все дело. Прекратить становление.
Бом: Да. Отсутствует внимание, а отсюда и все пробле-мы.
Кришнамурти: Конечно, но раз вы на это указываете, то само внимание
также становится проблемой.
Бом: Трудность в том, что ум всячески изворачивается и, стараясь
добиваться внимания, продолжает по-прежнему оставаться невнимательным.
Кришнамурти: Вот именно. Может ли ум, который так полон знания,
сознания собственной важности, внутренних противоречий и всего прочего,
прийти к тому состоянию, когда он увидит, что не способен функционировать
психологи-чески?
Бом: И ни в каком другом отношении.
Кришнамурти: Что я сказал бы человеку, который уже достиг этого
состояния? - Я пришел к вам. Я полон смятения, тревоги, отчаяния, и не
только за себя, но и за весь мир. Для меня настал тот предел, когда ощущаю
потребность прорвать-ся сквозь все трудности. Так это становится для меня
пробле-мой.
Бом: Тогда мы возвращаемся назад и перед нами, как видите, снова
попытка становления.
Кришнамурти: Конечно. Это то, чего я и ждал. Итак, не здесь ли причина
всего? Желание становления?
Бом: Причина тут должна быть где-то совсем близко. Кришнамурти: Как же
мне увидеть без движения станов-ления такое сложное явление, как я сам?
Бом: Дело, кажется, в том, что у нас нет целостного подхода. Мы не
видим становления как такового, когда вы говорите: 'Как мне стать
внимательным?', часть проблемы незаметно ускользает и становится
наблюдающим. Верно?
Кришнамурти: Психологическое становление стало бед-ствием, бедный хочет
стать богатым, богатый -- еще богаче, и так все время продолжается это
движение становления как внешне, так и внутренне. И хотя оно приносит массу
бед и лишь изредка - удовольствие, это чувство становления, осуществления,
достижения в психологическом отношении подчинило себе всю мою жизнь. И вот,
я сознаю это, но не могу прекратить.
Бом: Почему я не могу это прекратить?
Кришнамурти: Давайте в этом разберемся. Становление меня интересует
отчасти потому, что в результате буду вознагражден, а также смогу избежать
страдания или нака-зания. Этот круговорот меня захватил. Возможно, это одна
из причин, почему мой ум упорно стремится стать чем-то. А с другой стороны,
тут может быть глубоко скрытая тревога или страх, что я чем-то не стану, и
тогда я пропал. Я в неуверен-ности и чувствую себя незащищенным, а мой ум
примирился с этими иллюзиями и говорит: 'Я не могу покончить с этим
процессом становления'.
Бом: Но почему ум этого не прекращает? Нам надо также понять, как он
оказывается в ловушке, которую ставят нам наши иллюзии.
Кришнамурти: Как вы убедите меня в том, что я в плену иллюзии? Вы не
можете меня убедить, пока я не увижу это сам. А я не могу это увидеть из-за
того, что моя иллюзия слишком сильна. Эту иллюзию взрастили и укрепляли
рели-гия, семья и т.д. И она так глубоко укоренилась, что я боюсь ее
лишиться. Это происходит со многими людьми. Они говорят: 'Я хочу это
сделать, но не могу'. И вот, как им поступить в данной ситуации? Помогут ли
им объяснения, логика и все многочисленные противоречивые теории?